Содержание и методика проведения комплексных и методических занятий
СОДЕРЖАНИЕ
2. Методика
3. Содержание
Возрастные особенности
В результате систематического целенаправленного обучения детей за время пребывания в детском саду к переходу в подготовительную группу у них складывается прочный интерес к изобразительной деятельности, желание рисовать, лепить, вырезывать и наклеивать, стремление заниматься в свободное время.
Приобретенные детьми навыки и умения позволяют им свободно и творчески изображать окружающую жизнь. Важным средством эстетического воспитания, развития детского изобразительного творчества становится изобразительное и декоративно-прикладное искусство, с которым широко знакомят детей шести лет.
Развитие детей этого возраста характеризуется становлением более сложных форм познавательной деятельности. Восприятие протекает целенаправленнее.
Развивается наблюдательность, подчиненная определенной задаче. При специальном руководстве развитием восприятия к концу дошкольного детства могут быть сформированы важные сенсорные способности: точный глазомер, зрительная оценка пропорций, чувство ритма.
На основе этого возможно усложнение задач изобразительной деятельности, дальнейшее развитие художественно-творческих способностей. Воспитателю необходимо построить работу с детьми так, чтобы решать специфические задачи в изобразительной деятельности и вместе с тем способствовать подготовке детей к школе.
Надо обогатить детей такими знаниями, умениями и навыками, которые позволят им шире и свободнее отражать события и явления окружающей жизни, создавать изображения по собственному замыслу.
К сожалению, далеко не всегда дети шести лет оказываются достаточно подготовленными, и воспитателю приходится обучать их тому, что они должны были усвоить в средней и старшей группах. Но все же при этом надо учитывать, что занятия проводятся с детьми седьмого года жизни, которые стоят на пороге школы: характер обучения, применяемые методы должны соответствовать развитию и интересам детей этого возраста.
В беседах с детьми следует объяснять, почему надо так или иначе действовать, почему важны те или иные умения, знания. И возбуждая
интерес к тому, что дети узнают и что усваивают, легко вызвать желание выполнить изображение как можно лучше.
В этой группе (как, впрочем, и в предыдущих) надо предоставлять детям возможность широко проявлять инициативу, творчество на всех занятиях, поощрять поиски самостоятельного композиционного, цветового решения.
Предметы, которые дети рисуют имеют различную форму, цвет, строение, по-разному расположены в пространстве.
В предшествующих группах дети усвоили, что предметы бывают прямоугольной, круглой, овальной и других форм. Если предметы состоят из нескольких частей, то следует определить и передать форму каждой части и воспроизводить целое по частям.
Методика
В рисовании применяется прием «построения» предмета - сложной формы также от целого к деталям. Такой прием требует умения делать набросок, т. е. намечать форму без деталей, затем ее уточнять и отделывать. С этой целью используются графитный карандаш, мелки или акварель. Краска для наброска выбирается светло-серая, голубоватая или светло-коричневая, чтобы рисунок можно было исправлять, дополнять.
Рисунки-наброски могут выполняться на отдельном листке бумаги относительно быстрыми движениями, легкой слитной линией; полезно сделать несколько набросков одного и того же предмета.
В отдельных случаях детям предлагается хорошо рассмотреть и обвести пальцем контур предмета, а затем рисовать контур не каждой части отдельно, а всего предмета одной линией, не отрывая руки от рисунка.
Таким приемом рисуются упрощенные по форме керамические фигурки животных, глиняные народные игрушки.
Содержание
Можно предложить детям создание композиций на темы «Боярышни», «Олени» и др.
Изображения дымковских игрушек дети создают слитной линией, а не по частям, как раньше.
При решении этой задачи дети встречаются с трудностью осуществления зрительного контроля за непрерывным движением, его своевременной остановки и изменения направления движения, координации зрительного и двигательного компонентов изображения, соотнесения уже нарисованной части с тем, что рисуется в данный момент. Несмотря на эти трудности, все дети выполняют рисунок.
Первое такое занятие в подготовительной группе - «Коняшки». Каждый ребенок получает по листу белой бумаги для поисков контура фигурки. После обследования игрушки по ее контуру с включением движения руки ребенка следует предложить порисовать фигурки простым карандашом.
Когда они получатся удачными, можно разрешить выбрать лист цветной бумаги и нарисовать на нем простым карандашом несколько разных коней. Затем они расписываются так же, как это делают дымковские мастера: все покрывается белой гуашью, а по мере высыхания наносятся элементы украшения.
Для композиции лучше подобрать бумагу разных ярких цветов: это придаст декоративность, которая соответствует характеру дымковских игрушек.
Воспитателю следует иметь в виду, что у многих детей красивый контур получится не сразу, а после некоторых поисков. Неудавшийся рисунок нужно проанализировать вместе с ребенком, иногда вновь предложить обвести фигуру по контуру, определяя при этом, какую часть тела описывает палец (шея, спина, одна нога, вторая нога, шея голова).
Такое словесное определение движения поможет осознать его направленность и затем контролировать его при рисовании. Дети к этому времени должны уже усвоить, что движение руки по контуру предмета соответствует движению руки, рисующей этот предмет, поэтому так же, как ведешь рукой по предмету, надо и рисовать.
После такого анализа получившегося изображения и повторного обведения предмета по контуру в сочетании с объяснением рисунки, как правило, становятся лучше.
Неудачи некоторых детей связаны с неумением соотнести то, что рисуется в данный момент, с тем, что уже нарисовано. Предлагая обвести фигурку по контуру, обратите внимание детей на положение одной части по отношению к другой, например: передние ноги начинаются напротив шеи и т. д. Если детям не удается сразу нарисовать контур игрушки слитной линией, следует побудить их продолжать попытки, дать для этого дополнительный листок бумаги.
Данное занятие, требующее много времени, можно разделить на два этапа и каждый проводить как отдельное занятие. Лучше, если оба они будут организованы в один день (с перерывом), тогда дети увидят результат своего напряженного труда в тот же день и работа не покажется им скучной.
Чтобы закрепить способ рисования контура предмета слитной! линией, нужно вскоре после этого занятия провести другое по такой же методике, предложив детям создать декоративную композицию «Дымковские олешки».
Если на предыдущем занятии вы уделили достаточно внимания овладению способом рисования фигуры слитной линией, то теперь не будет необходимости выделять на это специальное время: дети быстро справятся с задачей и сразу смогут перейти к созданию декоративной композиции. Тем же детям, которые с трудом овладевают данным способом или пропустили предыдущее занятие, следует помочь индивидуально.
Предложите им порисовать таким же способом другие фигурки (например, дымковскую птичку, козлика) во время прогулки палочками на земле, мелом на асфальте, в группе на грифельной доске.
Эту индивидуальную работу надо провести до второго занятия, тогда дети не будут чувствовать себя ущемленными из-за отсутствия необходимого умения.
Список литературы
1.
Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 2000.
2. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М., 1999.