Семейные клубы как нетрадиционная форма взаимодействия
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
3. Семейный клуб как возможность оптимизации детско-родительских отношений дошкольников
4. Заключение
Введение
Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений семьи и образовательного учреждения. В законе «Об образовании» (Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации", вступивший в силу 01.09.2013 (доработан в ноябре 2013 г.)) и ФГОС Дошкольного образования говорится, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а дошкольные учреждения должны оказывать им помощь в воспитании детей.
Детский сад и семья могут создать единое пространство педагогов и родителей, но только в гармоничном взаимодополнении друг друга. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверия.
Формы работы с родителями
Формы работы с родителями можно разделить на традиционные и нетрадиционные. К традиционным относятся такие как родительские собрания, конференции, уголки для родителей, праздники, консультации.
Традиционные формы сотрудничества с семьями утрачивают свое значение из-за малой их эффективности и недостаточной обратной связи. Об этом свидетельствует и тот факт, что не все родители доверяют уровню профессиональной компетентности воспитателей детского сада, предпочитая находить необходимую информацию в иных источниках (Интернет, СМИ, детские развивающие центры, книги). Недоверие родителей педагогам,
воспитывающим их ребенка, напрямую оказывает влияние и на детей: из года в год проблемы в развитии детей остаются всё те же – недостаточный уровень развития речи, самостоятельности, познавательной активности, мотивации к здоровому образу жизни, адекватной самооценки и др.
Поэтому, все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.
Нетрадиционные формы работы: дни открытых дверей, кружки, КВН, викторины, семейные конкурсы, клубы, выставки работ, выпуск газет, сайт ДОУ, экскурсии, оформление групп, благоустройство д/сада, соревнования.
Всё шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребёнка.
Таблица 1
Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей
Наименование |
С какой целью используется эта форма |
Формы проведения общения |
Информационно-аналитические |
Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности |
Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик» |
Досуговые |
Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми |
Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках |
Познавательные |
Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей |
Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей |
Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские |
Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей |
Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек |
Семейный клуб как возможность оптимизации детско-родительских отношений дошкольников
Семейные клубы на базе дошкольных учреждений создаются с целью формирования у родителей психолого-педагогической компетентности в вопросах детско-родительских отношений и рефлексии, позволяющей понимать своего ребенка, грамотно выстраивать общение и совместную деятельность с ним. Данная цель определяет следующие задачи:
1. Установление партнерских отношений, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки между ДОУ и семьей.
2. Объединение усилий сотрудников ДОУ и родителей.
3. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.
4. Оказание помощи в разрешении конфликтных ситуаций в семье между родителями и детьми.
В основу программ клуба входят разработанные СЭП – подходы (Смыслы – Эмоции – Поведение):
1. Смыслы. Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений.
2. Эмоции. Источником эмоциональных состояний ребенка являются главным образом отношения с родителями. Ребенок может находиться в состоянии эмоционального комфорта (эмоционально-теплые, ровные отношения с родителями, постоянная поддержка), либо в состоянии эмоционального дискомфорта (конфликтные, тревожные отношения). «Фундаментом» эмоционального опыта дошкольника, его мироощущения является эмоциональный образ семьи. Поэтому реализация данного подхода представляла собой гармонизацию эмоциональных отношений между родителями и ребенком.
3. Поведение. Реализация данного подхода предполагало обучение родителей способам совместных действий во всех видах деятельности (познавательной, художественно – эстетической, трудовой, хозяйственно-бытовой, двигательной, игровой и т.д.), а также обучение родителей взаимодействию с детьми по всем направлениям их личностного развития.
Реализация данных подходов позволяет определить три направления занятий клуба:
1 направление: Расширение знаний родителей о детско – родительских отношениях и способах контакта с ребенком, целью которого стало повышение когнитивного уровня родителей, т.е. глубины восприятия ребенка; привлечение внимания к важности проблемы взаимодействия и общения с ребенком и оптимизация этих взаимоотношений.
Широко используются педагогами в этом направлении нетрадиционные виды консультаций, деловые игры.
Позитивно зарекомендовала себя консультация - конференция с родителями, основной целью которой стал обмен опытом семейного воспитания.
Родители заранее готовят свои сообщения, педагог оказывает помощь в выборе темы, в оформлении выступления. На конференции в занимательной форме педагоги, специалисты и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать полезные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами ДОУ.
Самыми убедительными являются встречи, на которых своим опытом делятся родители, уже пережившие возникшие трудности детско – родительских отношений. В непринужденной беседе, в уютной, располагающей к откровенности обстановке делятся своими впечатлениями и знаниями.
Удачной находкой является проведение деловых игр с родителями. В процессе работы педагогами используются различные варианты классификации данных игр: исследовательские, дидактические, рефлексивно-оценочные, мотивационно-побудительные.
Так, например, использование «Педагогического ринга» (исследовательская игра) позволяет родителям взглянуть на проблему семейного воспитания с точки зрения критика, новатора, консерватора. Здесь отрабатывается умение аргументировано отстаивать свое мнение, навык дискуссионного общения.
Используемые консультации, деловые игры помогают добиться самостоятельности, творческой активности каждого родителя. Они максимально активизируют имеющиеся у участников игры знания, создают удачный эмоциональный климат для наиболее полного их выявления, для обмена опытом.
Необходимой формой работы стало «Дерево откровения», на которое каждый родитель в удобное для себя время вносит свои предложения, замечания по работе, задают интересующие вопросы. На основании этих записей, педагог корректирует свою работу, делает выводы, о том, что беспокоит родителей.
Благодаря этой форме работы, расширяется круг обсуждаемых тем на занятиях клуба.
2 направление: Гармонизация эмоциональных отношений между родителями и ребенком.
Цель - повышение эмоционального уровня взаимоотношений родителей и ребенка.
Она выражается в эмоциональной окраске образа, в формировании позитивного эмоционального фона взаимоотношений родителей и детей. Повышение эмоциональности родителей и овладение способами проявления своих эмоций и чувств к ребенку.
Реализация данного направления осуществляется с помощью включения в занятия различных методов повышения эмоциональности детей и родителей:
- Эмоционально-экспрессивные игры (совместные игры – имитации, игры – драматизации, игры – этюды, игры – инсценировки, ролевые игры и др.); сенсорные, пальчиковые игры; коммуникативные игры вербальной и невербальной направленности; речевые, мимические, музыкально-ритмические разминки; использование эмоционально-символических методов; праздники, развлечения; психомышечная тренировка и др.
Ролевые игры. На занятиях клуба родители осваивают ролевую гимнастику вместе с детьми (например, улыбнитесь, как радостный ребенок, устаньте, как папа после работы и т.д.), учатся включать в ролевые действия разный тембр, интонации голоса (например, произнести фразу с разным эмоциональным оттенком - «Я же попросил не подходить ко мне» и т.п.). Роли дети и родители изображают при помощи мимики и жестов, поз и движений.
Например, в игре «Ребенок – зеркало семьи», где участники «разбирают» привычные роли: ребенок – «папа», а взрослый – «ребенок» и проигрывают различные ситуации взаимодействия.
Игры – имитации. Цель игр – обогащение эмоциями, возникающими от ощущений, связанных с движениями, жестами, позами, от переживания состояния и условий, в которые попадают ребенок и взрослый.
Используемые сенсорные и пальчиковые игры помимо выполнения своей основной задачи, активизируют механизмы эмоционального отклика.
С помощью коммуникативных игр осуществляется тренировка общих способностей вербального и невербального воздействия родителей и детей друг на друга (эмоциональные проявления и контакты-пантомимы).
Очень нравятся детям и родителям мимические и пантомимические этюды, в которых нужно выразительно изобразить характер персонажа, настроение, чувства, отдельные эмоциональные состояния (радость, гнев, удивление, интерес и др.), связанные с переживанием телесного и эмоционального воздействия.
Опираясь на принципы концепции личностно-ориентировочной модели построения развивающей среды, совместно с родителями организовывают: «уголок настроения» и «уголок уединения», где хранятся фотографии, копилки, любимые вещи семей, сделанные совместно с родителями фотоальбомы, игры; зоны для игр с водой и песком.
3 направление: Гармонизация способов и приемов поведения родителей с целью повышения поведенческого уровня, оптимизации детско-родительских отношений, гармонизации приемов и способов поведения родителей, обучение оптимальным способам взаимодействия с ребенком. С этой целью на занятиях клуба обучают родителей в общении с ребенком быть слушателем, строить свое поведение так, чтобы это способствовало его полноценному развитию, включать во все виды совместной деятельности, принимая его таким, какой он есть.
В этом направлении широко используютсяь такие практические формы работы, как:
· Решение педагогических задач с целью улучшения рефлексии родителями своих взаимоотношений с ребенком, выработки конструктивных навыков взаимодействия с ребенком.
· Упражнения с целью выработки вербального и невербального взаимодействия.
· Ролевое проигрывание семейных ситуаций позволяет сформировать у родителей способность играть определенные роли, оказывать педагогически правильно помощь ребенку в проблемной ситуации. В них родители, совместно с педагогом-психологом, учатся разбираться в поведенческих реакциях ребенка, оценивать и рассчитывать поведение, в том числе, свое собственное, рассматривая его как набор реакций - стимулов внешней среды, формируя социальные навыки поведения, т.е. разрешать проблемы, возникающие во взаимодействиях между родителями и детьми.
· совместная деятельность родителей и детей, в процессе которой создается серия дидактических игр, направленных на социальное развитие. Благодаря этому, у родителей проявляются социально-значимые интересы, потребность в получении новой информации, возникают партнерские отношения с детьми.
Интересной и развлекательной формой сотрудничества педагога, родителей и детей является организация досугов клуба.
Тематика мероприятий может быть различна, и включать разнообразные направления, например: «Традиции семьи», «Мой день рождения», «День рождение детского сада» и т.д.
Праздники – особая, любимая часть общей жизнедеятельности, где родители являются полноправными участниками таких действ – от идеи до воплощения.
Такой подход помогает творческому сотрудничеству родителей, детей, позволяет устранить отчужденность, вселяет уверенность, решает многие проблемы семейного воспитания.
Заключение
Не дублируя функции, структуру и задачи таких традиционных форм работы с семьёй, как родительское собрание, родительский лекторий, Клуб должен стимулировать стремление родителей к самопознанию, пробуждать интерес к личности ребёнка, желание оказывать ему помощь и поддержку. Родители и педагоги в этом сложном процессе должны выступать как единомышленники, партнёры, друзья. Семейный клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.
Список литературы
1. Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. – С.88 – 94.
2. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьёй. // Управление ДОУ. - 2006.- №4. – С. 66 – 70
3. Давыдова О.И. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013. – 128с.
4. Зверева О.Л. Методическая помощь воспитателям в подготовке к общению с родителями // Управление ДОУ. 2012. №4. с.100-110.
5. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей. М., 2010. – 117 с.
6. Котова Е.В. Исследование особенностей детско-родительских отношений. - Красноярск, 2013.
7. Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьёй. – Изд. центр «Скрипторий», 2011 . – 72с.
8. Практическая психология для педагогов и родителей / под ред. М. К. Тутушкиной. – СПб.: Дидактика Плюс, 2010. – 351 с.
9. Тонкова, Ю.М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи. // Проблемы и перспективы развития образования: материалы межд. заоч. конфер. - Пермь: Меркурий, 2012. – С. 71 – 74.
10. Хаснутдинова, С.Р. Поиск активных форм взаимодействия детского сада с родителями. // Воспитатель ДОУ. - 2011. -№11. – С. 82 – 97.