Роль наглядных пособий в математическом развитии дошкольников
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
2. Значение наглядных пособий при обучении математике
4. Заключение
Введение
Математика – наука весьма сложная для дошкольников, поэтому нельзя упускать ни одного подхода, делающего её более доступной; подхода, позволяющего связать излагаемый материал с имеющимися у ребёнка знаниями и образами.
Эффективность преподавания математики, как и любого другого предмета для детей дошкольного возраста, зависит от многих фактов, одним из которых является наглядность. Правильное использование наглядности на развивающих занятиях по математике способствует формированию чётких пространственных представлений, содержательных понятий, развивает логическое мышление.
Значение наглядных пособий при обучении математике
Принцип наглядности позволяет сделать изучаемый материал интереснее, доступнее детям. С помощью наглядного материала занятие становится ярче, результативнее. Использование наглядного материала позволяет проверить качество усвоенного материала, способствует развитию активности обучающихся, творческому развитию, стимулирует мышление ребёнка, воспитывает интерес к предмету.
Школьный курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по этому предмету. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике, как предмету. Следовательно, одной из наиболее важных задач подготовки дошкольника к школьному обучению будет развитие у него интереса к математике. Приобщение дошкольников к этому предмету в условиях развивающих занятий в игровой и занимательной форме поможет им в дальнейшем быстрее и легче усваивать сложные вопросы школьного курса. Когда ребенок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его значительно легче. Поэтому одним из основных принципов обучения детей дошкольного возраста основам математики является наглядность, потому что считать лучше какие-то определенные предметы, например цветные кружочки, кубики, полоски бумаги и т. п. Для формирования у дошкольников элементарных математических представлений нужно использовать разнообразные наглядные материалы и развивающие дидактические игры.
Это учит ребенка быстрее усваивать некоторые сложные математические понятия, формировать представления о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивает умение ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы.
Виды наглядных пособий
В математике используются различные виды наглядных пособий. Демонстрационные изобразительные пособия. К этому виду наглядных пособий относятся, прежде всего, картины и учебные таблицы с изображением ряда знакомых детям предметов, наборы картинок. К демонстрационным изобразительным пособиям относятся также модели измерительных приборов и инструментов (часовой циферблат, весы), модели мер (метра, литра). Модели используются при изучении мер и обучении измерениям. Наконец, к демонстрационным изобразительным пособия относятся изображения и модели различных геометрических фигур.
Таблицы. Таблицами называют текстовые или числовые записи, располагаемые в определённом порядке. Чаще всего в виде колонок, а также сгруппированные вместе серии рисунков и схем с текстом или без него. Таблицы изготавливаются на больших листах бумаги, наклеенных для удобства пользования на ткань или картон. по своему значению таблицы могут быть разделены на группы: - познавательные; - инструктивные; - тренировочные; - справочные.
Измерительные инструменты. Измерительные инструменты в учебном процессе играют двоякую роль. Во – первых, они могут быть использованы по прямому назначению для измерений при выполнении различных работ или для получения данных к задачам практического содержания. Во – вторых, они могут служить в качестве вспомогательных средств, при изучении мер и единичных отношений между мерами. Применяются инструменты для измерений длины и для построения и выполнения основных измерительных задач. К этим инструментам относятся: - линейка чертёжная, угольники, линейка метровая, циркуль. Уже на первых занятиях по математики с обучающимся говорится о том, что на каждом занятии у всех должны быть линейка и карандаш.
Иллюстрации. Под иллюстрациями обычно понимают помещённые в учебнике рисунки и схематические изображения различных предметов и групп предметов. А также планы, схемы, таблицы, как и рассмотренные выше наглядные демонстрационные пособия, иллюстрации используются в самых различных случаях. С их помощью наглядно показывают предметы, о которых идёт речь, выполняемые действия или разъясняется содержание задач.
В математике важным является не качество предметов, а их количество. Операции собственно с числами на первых порах трудны и не совсем понятны ребенку. Тем не менее, вы можете учить дошкольника счету на конкретных предметах. Ребенок понимает, что игрушки, фрукты, предметы можно сосчитать. При этом считать предметы можно «между делом». Например, на прогулке вы можете попросить ребенка подсчитать встречающиеся вам по дороге предметы. Известно, что выполнение мелкой домашней работы очень нравится малышу. Поэтому вы можете обучать дошкольника счету во время совместной домашней работы. Например, попросите ребенка принести вам определенное количество каких-либо нужных для дела предметов. Точно так же можно учить ребенка отличать и сравнивать предметы.
Приобретению навыков устного счета способствует обучение дошкольника понимать назначение некоторых предметов бытового обихода, на которых написаны цифры. Таким предметом являются, например, часы. При работе с часами дошкольники не только изучают цифры, но и учатся определять время. Важно учесть, чтобы цифры на циферблате были арабские, т.е. привычные для глаз ребенка. Очень важно научить ребенка различать расположение предметов в пространстве: впереди, сзади, между, посередине, справа, слева, внизу, вверху. Для этого можно использовать разные игрушки. Дошкольник также должен усвоить такие понятия математики, как много, мало, один, несколько, больше, меньше, поровну. Например, стульев много, стол один; книг много, тетрадей мало.
Очень полезно для развития математических способностей у ребенка сравнивать картинки, в которых есть и общее, и отличное. Особенно хорошо, если на картинках будет разное количество предметов. Чтобы научить ребенка как сложению и вычитанию, нужно развивать такие навыки, как разбор числа на составные части и определение предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка. В игровой форме дети с удовольствием угадывают предыдущие и последующие числа. Для разбора числа можно использовать счетные палочки.
Очень важно привить ребенку навыки, необходимые для написания цифр, для этого ребёнка нужно научит ориентироваться на листе и познакомить с клетками. Подобные упражнения не только знакомят ребенка с основами письма цифр, но также и прививают навыки тонкой моторики, что в дальнейшем будет очень помогать ребенку при обучении написанию букв.
Необходимо познакомить дошкольника с основными геометрическими фигурами. Пусть ребенок составляет геометрические фигуры из палочек. Одним из вариантов будут комбинированные фигуры, у которых некоторые стороны будут общими.
Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Занимательные математические задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий «подвох» и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.
Заключение
Качество усвоения материала в большинстве случаев значительно повышается с использованием наглядного материала, так как в работу включается различные анализаторы (зрительные, двигательные, речевые, слуховые). При этом дети овладевают не только математическими знаниями. Но и приобретают умения самостоятельно использовать наглядные пособия. Нужно всячески поощрять детей к использованию наглядных средств, к самостоятельной работе. На этапе закрепления знаний и умений необходимо широко использовать для разнообразных упражнений справочные таблицы, таблицы для устного счёта, рисунки, схемы, чертежи для составления задач детьми. Наглядные пособия иногда используют для проверки знаний и умений учащихся. Используя раздаточный дидактический материал, педагог проверяет умения обучающихся, выявляет уровень усвоения знаний, выделяет пробели в тех или иных темах.
Важным условием эффективности использования наглядных пособий и материалов является применение на занятии достаточного и необходимого количества наглядного материала. Если наглядные средства применять там, где этого совсем не требуется, то они играют отрицательную роль, уводя детей в сторону от поставленной задачи.
Список литературы
1. Алябьева Е.А. Игры для развития логического мышления- М.: ТЦ Сфера,2011
2. Артемов А. К. Обучение математике. Пенза, 2012.
3. Истомина Н. Б. Активизация учащихся на уроке математики М.: Форум Конспект 2011
4. Истомина Н.Б. Практикум по методике преподавания математике М.: Калининград 2012, 197 с.
5. Маклакова Е.С. Математика для дошкольников. Планирование и конспекты. Волгоград 2011, 88 с
6. Новикова В.П. Математика для дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2010,184 с.
7. Прудникова Е.В. наглядные пособия для детей дошкольного возраста. М.: Мозаика Синтез, 2010,141 с.
8. Скаткин Л. Н. Методика обучение математики М.: Томск 2012, с 122.