Психолого-педагогическая диагностика ребенка с отклонениями в развитии
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие диагностики. Методы изучения ребенка дошкольного возраста
2. Направленное наблюдение как метод изучения ребенка
1. Понятие диагностики. Методы изучения ребенка дошкольного возраста
Диагностика – способ познания, изучения и установления различных отношений, состояний, качеств и свойств объектов исследования. Анализ общей и педагогической литературы показывает, что диагностика получила широкое применение в различных областях человеческой деятельности. Наиболее известными сегодня являются такие ее разновидности, как «медицинская диагностика», «психодиагностика», «диагностика управления», «техническая диагностика» и др.
Диагностика – особый вид познания, находящийся между научным знанием сущности и опознаванием единичного явления. Результат такого познания - диагноз (гр. dagnoss – распознавание, определение). Диагноз – заключение о принадлежности сущности, выраженной в единичном, к определенному установленному наукой классу. Данное понятие широко представлено и в современной педагогической науке. Однако в педагогике диагностика изменила свое содержание. Так, если, к примеру, психодиагностика стремится оценить личность и отдельные ее стороны как относительно устойчивые образования, то педагогическая диагностика направлена, прежде всего, на результаты формирования личности воспитанника, поиск оптимальных путей достижения этих результатов и характеристику целостного педагогического процесса.
Большинство исследователей-педагогов под педагогической диагностикой понимает сложный и специфический вид педагогической деятельности, динамическую систему взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержание которого составляет целенаправленное изучение и преобразование воспитанника. Наиболее важным элементом диагностической деятельности педагога выступает педагогический диагноз.
Педагогический диагноз – заключение о тех проявлениях и качествах личности, коллектива, на которые может быть направлено педагогическое воздействие, или которые могут быть исследованы в воспитательных целях, а также о педагогически значимых факторах, оказывающих влияние на воспитанников. Он должен содержать:
а) описание действий, состояний, отношений объекта воспитания в педагогических и психологических понятиях;
б) их объяснение на основе педагогической и психологической теории;
в) прогноз развития событий в данной ситуации и в будущем;
г) аргументированную педагогическую оценку имеющих место и прогнозируемых фактов;
д) заключение о педагогической целесообразности принимаемого решения.
В работе педагогом-психологом дошкольного образовательного учреждения последовательно используются следующие виды диагностики:
1. Скрининговая диагностика. Проводится с группой детей и направлена на выделение детей, обладающих той или иной группой характеристик, оценивает постоянство тех или иных психологических свойств у данной группы детей.
2. Углубленная психологическая диагностика, которая проводится уже после выделения детей, имеющих какие либо особенности развития и нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе, т. е. в специальной психологической помощи. Как правило, проводится индивидуально или в малых группах.
3. Динамическое обследование, с помощью которого прослеживается динамика развития, эффективность обучения, развивающих и/или коррекционных мероприятий. Может проводиться несколько раз в течение одного коррекционного курса.
4. Итоговая диагностика. Цель данного вида диагностики – оценить состояние ребенка по окончании курса коррекционной работы.
2. Направленное наблюдение как метод изучения ребенка
Методы научных исследований - это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
К основным методам психологического исследования относят наблюдение и эксперимент.
Наблюдение – научный метод исследования, не ограниченный простой регистрацией фактов, а научно объясняющий причины того или иного психологического явления; это целенаправленный сбор психологических фактов поведения и деятельности личности с целью последующего их анализа. Требования к проведению наблюдения:
· сохранение естественности психических проявлений;
· должен быть целенаправленным;
· фиксация результатов.
Процессы общей процедуры наблюдения (программа наблюдения): определение задачи и цели (для чего? с какой целью?); определение объект, предмет и ситуации (что наблюдать?); выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?); установка временных рамок наблюдения и составление его графика (как долго наблюдение должно вестись?); выборка способа регистрации наблюдаемого и разработка бланков регистрации наблюдаемого по необходимости (как вести записи?); определение способа обработки и интерпретации полученной информации (каков результат?). Различают следующие, дополняющие друг друга, видынаблюдения:
· кратковременное (срез) и продолжительное / лонгитюдное (продолжающееся на протяжении длительного времени, например, наблюдение за психическим развитием ребенка с момента его рождения);
· непосредственное и опосредованное(предполагающее применение вспомогательных средств, например, видеоаппаратуры);
· выборочное (направленное на отслеживание отдельных параметров наблюдаемого) и сплошное(фиксирующее любые проявления и изменения объекта наблюдения в определенных ситуациях).
Особую разновидность составляет включенное наблюдение,при котором наблюдатель становится членом исследуемой группы, наблюдая за происходящими в ней процессами «изнутри» (например, при исследовании малых групп всоциальной психологии).
В зависимости выбранного объекта, внешнего (поведенческие акты, действия, физиологические изменения) или внутреннего(переживания, мысли, психические состояния и процессы) различаются две основные вариации метода наблюдения:объективное наблюдение и самонаблюдение.
Метод объективного наблюдения — это стратегия исследования с регистрацией внешних (поведенческих, психофизиологических и др.) характеристик или изменений наблюдаемого объекта. Как правило, эта разновидность наблюдения выступает в качестве предварительного этапа перед планированием и осуществлением эксперимента.
Метод самонаблюдения — это стратегия получения эмпирических данных посредством наблюдения за самим собой, собственными психическими состояниями и процессами. Элементы этого метода лежат в основе практически любого психологического исследования.
Посредством сопоставления результатов самонаблюдения, представленных в самоотчете(вербализированном протоколе о текущей индивидуальной жизни), с аналогичным отображением самонаблюдения других людей, устанавливается их принципиальное родство, а затем производится сравнение данных внутреннего опыта с внешними проявлениями психики.
3. Практическое задание: подготовить материал для индивидуального занятия с ребенком дошкольного возраста по развитию графомоторных навыков
Цель занятия: развитие мелкой моторики, координации и пространственных ориентировок.
Упражнение 1.
Цель упражнения: развитие мелкой мускулатуры кисти и пальцев, вовлечение ребенка в деятельность подражания, обучение общению с педагогом, обучение пониманию и выполнению инструкций, знакомство со звучанием слов-числительных, а также развитие внимания и речи.
Показываем ребенку большой палец своей руки, затем поочередно соединяем его (прижимаем) с остальными пальцами той же руки под такой текст:
Пальчик-мальчик, где ты был
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Ребенок повторяет движения и слова с правой и левой рукой.
Аналогично предыдущей считалке при повторах начинаем заменять первые слова на порядковые числительные (С первым братцем в лес ходил, со вторым - щи варил…).
Учите ребенка соединять пальцы быстрым движением, как будто пальцы "прихлопывают". Упражнение развивает координацию и мелкие мышцы пальцев. После каждого повтора нужно резко разогнуть все пальцы ладони, стараясь развести их пошире, а затем встряхнуть расслабленной кистью (снять напряжение).
Упражнение 2.
Цель упражнения: развитие координации движения обеих рук, развитие мелкой моторики, внимания. Обучение пониманию и выполнению инструкций.
Соединяем кончики пальцев обеих рук. Надавили (какая рука сильнее?), отпустили, расслабили. Повторить упражнение 2-3 раза. Это упражнение входит в пальчиковую гимнастику.
Включаем в пальчиковую гимнастику и разнообразные упражнения на подражание:
- "поиграли на пианино" (побегали пальчиками по столу);
- "побежали-побежали" (пошевелили пальцами растопыренных ладоней);
- "поймали муху" (резко сжали кулак);
- "отпустили муху" (резко разжали кулак);
- "дерево закачалось" (покачали над собой расслабленными кистями) и т. п.
Упражнение 3.
Цель упражнения: развитие координации и моторики, развитие воображения и обучение принятию роли в игре.
Складываем пальцы рук, получая на экране (на стене) изображение зайчика (мизинец и безымянный палец загибаются и придерживаются большим пальцем - "мордочка", а два других пальца поднимаются вверх -"ушки", кисть чуть-чуть наклоняется вперед). Зайчик прыгает на экране. "Это мама-зайчиха зайчат ищет. Где они?" Предлагаем ребенку сделать зайчонка (если получится, из обеих рук - двух зайчат.) Зайчики прыгают на экране вокруг зайчихи, шевелят "ушками".
Упражнение 4.
Цель упражнения: развитие координации, моторики и мелких движений пальцев (работа с мозаикой). Обучение сравнению совокупностей путем установления взаимно-однозначного соответствия.
Мама-зайчиха повела зайчат домой. Сама пошла по зеленой дорожке: показываем ребенку доску для мозаики (элементы - круглые или шестигранные шляпки на штырьках), на которой выложена "зеленая дорожка".
Предлагаем ребенку сделать своим зайчатам такие же дорожки: сначала - синюю, потом - розовую… Если детей 2-3, то каждый выкладывает дорожку своего цвета своему зайчику.
Просим ребенка выложить дорожку такой же длины, как у нас. Опираемся не на пересчет деталей, а на установление соответствия общей длины движением пальца.
Упражнение 5.
Цель упражнения: развитие восприятия, обучение ориентации на плоскости, развитие координации. Обучение умению "смена точки зрения" (децентрация).Вот их домик (любая коробка). Покажи, как они побегут домой (дети "бегут" пальчиками по дорожке в направлении "к дому").
- А если дом здесь, покажи, как они побегут:
Литература
1. Актуальные проблемы дошкольного образования: учебное пособие;под ред. Л.Н. Волошиной ; рец.: Л.В. Трубайчук, С.А. Хаустова; НИУ БелГУ.-Белгород: ГиК, 2011. - 172 с.
2. Готовим ребенка к школе.-СПб.: Питер, 2008. - 192 с.
3. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения.-СПб.: ПИТЕР, 2007. - 205 с..-Библиогр.: с. 203-204
4. Развитие детей раннего возраста: анализ программ дошкольного образования;рец. Р.Ю. Белоусова.-М.: Сфера, 2009. - 127 с.