Психолого-педагогическая диагностика ребенка дошкольного возраста с отклонениями в развитии
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие диагностики. Методы изучения ребенка дошкольного возраста
2. Анализ документации как метод изучения ребенка
1. Понятие диагностики. Методы изучения ребенка дошкольного возраста
В последнее время в системе дошкольного образования Российской Федерации все большее распространение получает практика проведения психолого-педагогической диагностики, в том числе тестирования, детей дошкольного возраста. Само по себе использование диагностики является позитивным моментом образовательного процесса.
Диагностика – деятельность, направленная на постановку диагноза (диагноз – распознание, греч.). Виды диагностики:
· медицинская (предмет диагностики – состояние здоровья и физического состояния ребёнка);
· психологическая (предмет диагностики – психическое состояние ребёнка);
· педагогическая (предметом диагностики является освоение ребёнком образовательной программы);
· управленческая (предмет диагностики – деятельность образовательного учреждения).
Внедрение диагностической работы в деятельность дошкольных учреждений обусловлено несколькими обстоятельствами:
1. Реализация в образовании личностно – ориентированного подхода предполагает построение педагогического процесса на диагностической основе.
2. Тарифно – квалификационные характеристики (требования) предполагают, что воспитатель обязан «на основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций психолога планировать и проводить с воспитанниками коррекционно-развивающую работу», «изучать индивидуальные особенности, интересы и склонности детей».
Задачи педагогической деятельности: повышение качества методической работы; улучшение воспитательно – образовательного процесса; оценка педагогического процесса.
Направления диагностической работы: диагностическая работа с детьми; диагностическая работа с родителями; диагностическая работа с сотрудниками. Принципы организации диагностической работы:
1.Принцип законности – предполагает, что диагностическая работа должна проводиться на законных основаниях, с соблюдением нормативно-правовых документов: Конвенции о правах ребёнка; Конституции Российской Федерации; Закона Российской Федерации «Об образовании»; приказов и инструктивных писем Министерства образования РФ и субъекта Федерации; Устава образовательного учреждения; Договора с родителями; решений педагогического совета ОУ; приказов руководителя ОУ.
2.Принцип научности – предполагает, что диагностическая работа в ОУ должна опираться на научные исследования, обосновывающие выбор изучаемых показателей, методы, сроки и организацию обследования.
3.Принцип этичности – предполагает, что диагностическая работа должна проводиться с соблюдение этических норм и правил.
4.Принцип оптимальности – предполагает, что минимальными усилиями должно быть получено достаточное количество диагностической информации – столько, сколько может быть использовано в работе образовательного учреждения.
Формы проведения диагностики могут быть разные: групповые и индивидуальные, письменное выполнение заданий, устное на итоговых занятиях, в беседах, тестирование.
Так, зачастую используются технологически не проработанные, не апробированные, имеющие сомнительную научную и практическую ценность методы диагностики. Результаты такой диагностики не отражают реальной картины развития ребенка и, следовательно, не могут повысить эффективность образовательного процесса. В процесс диагностирования вовлекаются специалисты, не имеющие соответствующей квалификации. Это приводит к некомпетентной интерпретации диагностических данных, ошибкам в определении уровня развития ребенка, что может дезориентировать педагогов и родителей при взаимодействии с детьми.
Диагностика развития детей дошкольного возраста, будучи включена в дошкольное образование, призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическое общение. Специфика дошкольного возраста заключается в том, что все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему педагоги и родители. Психолого-педагогическая наука безоговорочно признает тот факт, что реальные способности ребенка могут проявиться достаточно поздно, и то образование, которое он получает, в большой мере способствует их проявлению. В частности, введенное Л.С. Выготским понятие «зоны ближайшего развития» особым образом фиксирует именно этот известный факт. Поэтому, определяя индивидуальные особенности ребенка дошкольного возраста, предпочтительно в первую очередь иметь в виду его «склонности», выступающие основой дальнейшего развития способностей.
Эта специфика не позволяет считать результаты диагностики (даже в том случае, если они достоверны) устойчивыми и определяющими судьбу ребенка. Любое достижение ребенка дошкольного возраста на каждом этапе его развития является промежуточным и служит лишь основанием для выбора педагогом методов и технологий для индивидуальной работы. Нельзя допустить, чтобы данные тестирования были основанием для навешивания на ребенка «ярлыка». Особенно тяжелые последствия могут иметь недостоверные результаты тестирования. Они могут оказать негативное влияние как на развитие личности, так и на дальнейшую образовательную траекторию ребенка. Методы исследований можно рассматривать, исходя из четырех основных позиций:
a) неэкспериментальные психологические методы;
б) диагностические методы;
в) экспериментальные методы;
г) формирующие методы.
В настоящее время разработано большое количество методов диагностики, но не все они применимы к детям дошкольного возраста. Наиболее приемлемыми являются: наблюдение, беседа, эксперимент, опрос.
2. Анализ документации как метод изучения ребенка
Активное овладение детьми различными видами деятельности позволяет исследовать их психику, опираясь на метод анализа продуктов детской деятельности: сказок, рассказов, рисунков, конструкций, аппликаций, школьных тетрадей и т.д. С помощью оценки продуктов детской деятельности психолог пытается реконструировать процесс деятельности, определить основные его в этапы, трудности, преимущества. Значительная часть работ ребенка носит отчетливо творческий характер, в них раскрывается его внутренний мир, мысли, переживания, представления. Продукты деятельности отражают умение и навыки ребенка, свойства его личности, которые обеспечивают выполнение деятельности: произвольность, настойчивость, работоспособность, аккуратность, организованность, самостоятельность и т.д. При этом становятся заметными слабо развитые качества ребенка, узловые проблемы его развития. Схема анализа продуктов детской деятельности включает выделение основных критериев анализа, систему психических качеств ребенка. Этот метод может применяться в отношении работ одного ребенка, выполненных в течение длительного времени, или работ разных детей, т.е. анализ продуктов деятельности включает элементы сравнения. Заключение об особенностях метода анализа продуктов деятельности детей:
- анализ продуктов детской деятельности направлен на реконструкцию исследователем процесса деятельности ребенка, на выявление слабо развитых качеств ребенка, узловых проблем ее развития;
- анализ продуктов детской деятельности проводится по схеме, включающей основные критерии анализа системы психических качеств ребенка, обеспечивающих получение соответствующих результатов деятельности.
3. Практическое задание: подготовить материал для индивидуального занятия с ребенком дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений
Цель занятия: обучение ребенка распределять фигуры на группы по различным признакам. Развитие конструктивных умений.
Упражнение 1.
Цель упражнения: уточнить представления детей о пространственном расположении "внутри" и "снаружи". Самостоятельное выполнение классификации по цвету.
Показываем ребенку закрытую коробочку:
- Как ты думаешь, что внутри?
По звуку нельзя догадаться точно, нужно заглянуть внутрь. В коробочке крупные бусы (или средние пуговицы) двух цветов.
- Какого цвета у нас бусы? (Красные и белые.)
- Разложи бусы в две мисочки. Как ты это сделаешь? (Красные и белые. По цвету.)
Упражнение 2.
Цель упражнения: развитие мелкой моторики и координации. Обучение созданию простого логического ряда (чередование предметов по цвету).
Для развития мелкой моторики очень полезны упражнения по нанизыванию бус и закручиванию гаек (из крупных пластмассовых конструкторов) при условии, что гайки хорошо подходят к резьбе. Если нет специального детского набора крупных деревянных бус и большой пластмассовой "иголки" со шнурком, можно использовать тонкую цветную проволочку и нанизывать на нее пуговицы. Цвета чередуются: желтый, красный, желтый, красный и т. д.
Полезно обсуждать с ребенком процесс нанизывания: какую бусинку следующую возьмешь? Почему желтую? (После красной идет желтая.)
Упражнение 3. Лото "Найди пару" (такой же предмет).
Цель упражнения: развитие восприятия, внимания, аналитических и синтетических умений.
Этот набор можно сделать, используя любые изображения птиц, зверей, фруктов, цветов, любых предметов. Можно использовать старые игральные карты (здесь ребенок будет ориентироваться не только на картинки, но и на количество значков мастей, не столько пересчитывая их, сколько "схватывая" всю группу значков взглядом сразу, поэтому вначале лучше использовать карты с двойками, тройками и т. д.), любые наклейки, фантики и т. п. Хорошо, если наборы будут тематическими: звери, птицы, фантики, цветы и т. д. Храните их в отдельных конвертах. В игре ведущий вынимает карточку наугад, а игроки должны найти такую же. Выигрывает тот, кто нашел ее первым. Интересно, когда играют двое или трое детей. Если Вы играете с ребенком вдвоем, меняйтесь ролями. Ребенку полезно "водить" самому. В этом случае иногда ошибайтесь, выбирайте похожую, но не такую картинку. Пусть ребенок обнаружит Вашу ошибку и исправит ее. Это полезно для формирования действия самоконтроля.
Вариант: если играет 2-3 детей, в конце можно проверить, у кого картинок больше, выкладывая их парами (тройками).
Упражнение 4.
Цель упражнения: развитие конструктивных умений. Обучение количественному анализу конструкции, самостоятельному выбору нужных элементов конструкции по заданным признакам.
Используя заранее заготовленные цветные кружки, просим ребенка украсить салфетку таким же узором (по образцу):
Ребенок раскладывает на квадрате цветной бумаги (на "салфетке") кружки, выбирая их из предложенного набора. В наборе должно быть больше кружков, чем нужно для задания, они должны быть разных цветов и размеров.
Вариант: если ребенку трудно выбрать нужные кружки, уменьшите их количество, сократите количество предлагаемых цветов (в крайнем случае, до необходимого - в этом случае ребенку останется только разложить их). Возвращайтесь к этому упражнению несколько раз, пока ребенок не начнет свободно отбирать нужные кружки из достаточно большого количества.
Упражнение 5.
Цель упражнения: обучение выполнять количественный анализ конструкции.
Какого цвета у тебя только один кружок? (Красного.) Покажи его. Какие еще есть кружки? (Белые и синие.) Каких больше: белых или красных? Синих или красных? (Красный - один. Синих больше.)
Вариант: Каких больше: синих или белых? (Одинаково.) Проверяем образованием пар.
Упражнение 6.
Цель упражнения: развитие внимания, восприятия, гибкости мышления. Развитие умения понимать логическую конструкцию "отрицание".
В игре используются три цвета: белый, синий, зеленый. Прячем в руке фишку (кружок) и говорим: "Не синий, не белый. Угадай!" Ребенок называет: "Зеленый". Значит, он выиграл, и фишка переходит к нему. Если он ошибся, фишка переходит к Вам. Меняйтесь с ребенком ролью ведущего. Пусть он "ловит" Вас на ошибках. В конце можно сравнить, у кого фишек больше (путем образования пар).
Примечание: если ребенок хочет считать фишки, подсказывайте ему правильное звучание слов-числительных, а при счете просите его показывать на сосчитанную фишку. Лучше отодвигать кучку сосчитанных фишек в сторону, в этом случае процесс счета будет соответствовать предметному действию: пять - означает, что в кучке пять фишек. Говорить "пять", показывая пальцем на одну фишку (пятую), неверно, в этом случае надо говорить "пятая".
Литература
1. Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Учебно-методическое пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2002. — 479 с. - (Коррекционная педагогика).
2. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие / Под ред. М. В. Гамезо и др. - М.: Просвещение, 2004. - 105с.