Особенности работы по физвоспитанию с детьми раннего возраста
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
2. Физическое воспитание ребёнка первого года, второго и третьего года жизни
3. Формирование основных двигательных навыков у детей 1-3 года жизни
4. Особенности проведения занятия с детьми 1-3 года жизни
5. Заключение
Введение
Ранний возраст некоторые авторы называют преддошкольный. Ранний возраст – период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребенка, формирования разнообразных умений и поведения.
Умственное и нравственное развитие ребенка в первые три года , больше, чем когда-либо в дальнейшем, зависит от его физического состояния и настроения. Темпы физического и психического развития в раннем возрасте высоки, но строение всех органов и систем еще не завершено, а потому и деятельность их несовершенна. Двигательная активность детей раннего возраста является фундаментом полноценного формирования личности ребенка и сохранения его физического и психического здоровья.
Физическое воспитание ребёнка первого года, второго и третьего года жизни
На первом году жизни ребенка очень важно выполнять тот комплекс массажа и гимнастики, который по месяцам назначает вашему малышу врач или медицинская сестра. Физическое воспитание детей раннего возраста способствует правильному росту и развитию всего организма, укрепляет здоровье, закаливает детей, помогает правильному развитию у них двигательных функций. Массаж оказывает на организм разностороннее воздействие. Под влиянием массажа с кожи по нервным путям направляются бесчисленные потоки импульсов, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее влияние на центральную нервную систему, в связи с чем улучшается ее функция - контроль над работой всех систем и органов и их регулирование. Тактильный раздражитель, каким является массаж, в грудном возрасте представляет собой фактор особого значения: он оказывает существенное влияние на развитие положительных эмоций и голосовых реакций. Основа развития ребенка - самостоятельные активные движения. Однако, специальные упражнения и массаж способствуют совершенствованию его двигательных навыков. Физические упражнения и игры для детей этого возраста подбирают в соответствии с их физическим и психическим развитием, а также с учетом двигательных навыков.
Основное содержание физической активности детей второго года жизни составляют ходьба, лазание, преодоление препятствий, различные игры с мячами, игрушками, обручем, палкой, веревочкой или скакалкой. В конце этого периода могут применяться упражнения в воде: плавание в круге, различные игры в воде и т.п. Главная задача взрослых в этот период – помочь ребенку освоить правильную ходьбу с ритмичными и согласованными движениями рук и ног, укрепить мышцы ног, спины и живота, так как от их силы во многом будет зависеть формирование правильной осанки. Дети этого возраста очень впечатлительны, восприимчивы и склонны к подражанию. Необходимо побуждать их к освоению новых движений, сопровождая показ сравнениями с близкими и понятными ребенку образами животных, персонажей из детских книжек с картинками, различных кукол и игрушек. Можно с успехом использовать оборудование детских площадок, рельеф местности, скамейки, деревья, камешки, шишки, веточки. Самая эффективная форма занятий с детьми – игра. Взрослые могут играть с ребенком вдвоем или втроем, незаметно помогая малышу справиться с трудными на первых порах задачами. В играх дети обычно стремятся удовлетворить огромную потребность в движениях. Играть для них – это прежде всего двигаться, действовать. Малышу нравится играть не потому, что это легко, а потому, что это трудно. В игре он занят напряженной работой, изучает мир. Каждый день, каждую минуту ребенок стремится постичь все новые и более трудные виды деятельности.
Первые игры, которым надо обучать детей, не имеют определенного сюжета и правил. Ребенок выполняет простые и интересные задания: подходит, берет игрушку, подбегает к взрослому и смотрит, что спрятано у него в руке («возьми флажок», «беги ко мне», «найди флажок» и т.д.). Необходимо соблюдать определенную последовательность в разучивании игр. Постепенно игры должны становиться богаче и по содержанию и по двигательным заданиям. В 2-х летнем возрасте необходимо поощрять стремление к самостоятельности (самим одеваться, умываться, доставать игрушки, преодолевать препятствия и т.п.). Важно подбирать наиболее полезные игры, способствующие совершенствованию у них координации движений, ловкости, точности. Нужно всячески поощрять даже незначительные успехи в освоении новых движений, хвалить малыша, побуждая его к новым успехам. Главное в этом возрасте – процесс освоения движений, попытки овладеть ими, а не достижение их совершенства. Если вы увидите, что ребенку трудно справиться с каким-либо упражнением, не настаивайте на его обязательном выполнении, замените его более легким.
Главная задача в период 2-3 лет – освоение и совершенствование новых движений, развитие ловкости и координации манипуляций пальцами рук и кистью, закрепление приобретенных навыков. Занятия физическими упражнениями проводятся ежедневно в форме утренней зарядки, занятий по освоению и совершенствованию движений (три раза в неделю по 15-25 мин, а к концу третьего года – по 30-35 мин) и различных игр. Важное место в режиме физической активности ребенка третьего года жизни должна занять утренняя гимнастика. Ее следует проводить ежедневно сразу после ночного сна в течение 6-7 минут. Значение утренней зарядки далеко не исчерпывается оздоровительной функцией, снятием «заторможенности» ребенка после ночного сна, взбадриванием малыша. Огромная психологическая роль утренней зарядки заключается в воспитании у ребенка привычки начинать день с физических упражнений. Правильнее всего проводить утреннюю гимнастику в виде подвижной сюжетной игры в которую включаются 3-4 физических упражнения имитационного характера.
Примерная структура утренней зарядки: ходьба или бег; упражнения для укрепления мышц конечностей и плечевого пояса (повторить 4-6 раз), упражнения для туловища (повторить 2-3 раза), упражнения для ног (повторить 4-6 раз), кратковременные бег и ходьба. Дети в возрасте до 3 лет отличаются повышенной возбудимостью и эмоциональной неустойчивостью. Они очень подвижны, но быстро устают от однообразных движений, не могут без перерыва долго ходить или бегать. Сдерживайте чрезмерно активных, умело переключайте их на спокойные игры.
Формирование основных двигательных навыков у детей 1-3 года жизни
Этапы развития двигательных навыков |
Месяцы |
Основные примитивные двигательные навыки |
|
Удерживает голову, лежа на животе |
1-4 |
Сидит без поддержки более 30 секунд |
5-8 |
Ходит с поддержкой |
7-13 |
Самостоятельно встает |
9-16 |
Самостоятельно ходит |
9-17 |
Поднимается по лестнице с посторонней помощью |
12-23 |
Основные тонкие движения |
|
Захватывает рукой предмет |
2-4 |
Дотягивается рукой до предмета |
3-5 |
Перекладывает предметы из руки в руку |
5-7 |
Захватывает предмет между большим и указательным пальцами |
9-14 |
Рисует каракули |
12-24 |
Бегает, прыгает на двух и даже на одной ноге, лазает по гимнастической стенке, ловит и бросает мяч, ездит на трехколесном велосипеде, передвигается на лыжах. Способен последовательно выполнять несколько двигательных действий подряд |
24-36 |
Особенности проведения занятия с детьми 1-3 года жизни
Основу двигательной активности детей до 2 лет должны составлять ходьба, лазание, преодоление препятствий, различные игры с мячом, игрушками, обручем, гимнастической палкой или скакалкой. Самая эффективная форма занятий в этом возрасте - игра, позволяющая детям удовлетворить потребность в движениях. Занятия физическими упражнениями проводятся 2-3 раза в неделю. На занятиях с детьми 2-3 лет большое значение придается методам использования слова и наглядного действия. Это объясняется интенсивным развитием речи ребенка и его способности подражать. Чтобы повысить активность, привлечь внимание детей, используются образные задания, имитации ("бежим тихо, как мышки", "прыгаем мягко, как воробышки", "топаем, как медведи" и т.п.). Физическая нагрузка в этом возрасте не должна быть ни чрезмерно легкой, ни слишком тяжелой. Степень ее воздействия на организм легко проконтролировать по пульсу. Разница в его частоте |между началом и концом занятия должна быть в пределах 10 ударов, Если она больше - нагрузка чрезмерна. Не изменившаяся частота пульса свидетельствует о недостаточности нагрузки. Игровая деятельность детей третьего года жизни становится сложнее и разнообразнее. Большое место занимают сюжетные и ролевые игры. В 3-4-летнем возрасте тренирующий эффект обеспечивают упражнения, дающие ЧСС не менее 130-140 уд/мин, в 5-7-лет-1 нем - не менее 140-150 уд/мин. Последовательно применяются более сложные формы ходьбы, бега, прыжков, метания, лазания, равновесия и др.
В раннем и дошкольном возрасте важно решать задачи воспитания практически всех физических качеств. В первую очередь следует обращать внимание на воспитание координационных способностей, в частности на такие компоненты, как чувство равновесия, точность, ритмичность, согласованность отдельных движений. Скоростные способности воспитываются путем выполнения простых двигательных действий, обычно в игре. При воспитании силы и силовой выносливости прежде всего надо обращать внимание на мышцы живота, спины, ног, рук, стопы. Силовые нагрузки должны быть незначительными, обычно это упражнения, отягощенные собственным весом тела (приседания, лазание, прыжки, занятия с мячом, обручем, скакалкой и т.п.). Упражнения даются как в игровой, так и в обычной форме.
Заключение
Задача воспитателя при проведении работы по физическому воспитанию детей заключается в систематическом осуществлении взаимосвязанных оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, укрепление здоровья ребенка, приобретение им правильных двигательных навыков, воспитание эмоционально-положительного отношения к физкультуре и спорту, всестороннее развитие его личности. Особенности физического развития детей раннего возраста требуют от воспитателя строгой регламентации двигательной деятельности детей в организации подвижных игр, физкультурных занятий, утренней гимнастики. Потому воспитателю во время планирования и проведения работы по физической культуре, необходимо учитывать возрастные анатомо-физиологические особенности развития ребенка и особенности развития движений (чему посвящен раздел данной курсовой работы), создать все условия для нормального физического развития детей. Физическое воспитание детей данного возраста имеет огромное значение для будущего всего общества и цель его - это создание всех необходимых и благоприятных условий для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать проблемы, устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно.
Список литературы
1. Мелехина Н. А., Колмыкова Л. А. Нетрадиционные подходы к физическому воспитанию детей в ДОУ: - Детство-Пресс; 2012 г., 112 стр.
2. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. Практикум / Ред. С. Филиппова: - Академия; 2011 г., 176 стр.
3. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста / Ред. С. Филиппова: - Академия; 2012 г., 304 стр.
4. Шебеко В. Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: - Вышэйшая школа; 2010 г., 288 стр.