Основы общей и дошкольной педагогики
СОДЕРЖАНИЕ
3. Особенности организации трудовой , игровой, художественной деятельности в разновозрастной группе
Понятие «разновозрастная группа», преимущества и недостатки. Принцы комплектования детей в разных видах разновозрастных групп в дошкольном учреждении
Проблемы организации учебно-воспитательного процесса в разновозрастных группах касались в своих трудах как педагоги-практики, так и методисты. Организация обучения и воспитания в таких группах имеет определенную сложность, поскольку от педагогов требуются знания специфики работы с разными возрастными группами и умения соотносить программные требования с индивидуальными особенностями воспитанников. Кроме индивидуально-психологических особенностей и уровня умственного развития детей надо также учитывать половую принадлежность ребенка. Ведь даже у младенцев разного пола умственные процессы различны. Мозг мальчиков в целом более активен мозга девочек. Мальчики более ловкие относительно девочек при выполнении математических операций и в визуально-пространственном мышлении, а у девочек более, чем у мальчиков, развиты вербальные способности. Отсюда вывод: к обучению мальчиков и девочек надо подходить дифференцировано, начиная уже с 4-х лет.
Именно поэтому педагог, подготавливаясь к занятиям, должен подбирать вместе с традиционным и специальный материал для детей разного пола, разного возраста, в соответствии с их интеллектуально-психологическими особенностями. Научно-методической основой педагогического процесса в малокомплектном дошкольном учебном заведении является правильное сочетание общих требований дошкольной педагогики с конкретными условиями воспитания в каждой группе детей разного возраста. В каждом конкретном случае воспитатель должен определить состав группы, выделить 2-3 подгруппы и в соответствии с ними дифференцировать учебно-воспитательную работу. Наиболее целесообразным является комплектование групп детьми близкого, смежного возраста. Цели и задачи разновозрастной группы. Целью деятельности разновозрастной группы является:всестороннее формирование и развитие личности ребенка с учетом его физического и психического развития, индивидуальных возможностей и способностей в условиях разновозрастной группы.Основными задачами разновозрастной группы являются:
1. наиболее полный охват детей бесплатным дошкольным образованием, реализация равных возможностей получения дошкольного образования детьми;
2. охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
3. воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
4. формирование заботливости, самостоятельности, правильных взаимоотношений в коллективе, интереса детей к совместным играм и общим занятиям;
5. взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;
6. оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
Порядок комплектования разновозрастной группы: разновозрастная группа открывается на основании приказа заведующего Детского сада и может быть сформирована как на учебный год, так и на летний период; разновозрастная группа создается при наличии необходимых материально-технических условий и кадрового обеспечения (в пределах выделенных средств) и организуется в помещениях, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям и правилам пожарной безопасности, оснащенных необходимым игровым и спортивным оборудованием, учебно-наглядными пособиями и материалами, соответствующими возрасту детей и реализуемой программе; прием детей в разновозрастную группу Детского сада оформляется приказом заведующей .
Особенности построения режима дня в разновозрастной группе, его специфика в группах, скомплектованных по смешанному, контрастному и смежному принципам
Основными режимными моментами для ребенка раннего возраста являются сон, питание, пребывание на открытом воздухе, игры, обучение. В смешаннойпреддошкольной группе ряд режимных моментов выполняется практически одновременно со всей группой (табл. 1), например, утренний прием детей, подготовка к завтраку, завтрак, игра после завтрака, вечерняя прогулка, ужин. Учитывая различия в психическом и физическом развитии детей, общие режимные моменты начинают на 5 - 10 мин. раньше с более младшими детьми (например, их начинают раньше одевать на прогулку, раньше сажают за стол во время еды и т.п.). Исключение составляет лишь организация подъема после дневного сна, когда первыми поднимают более старших детей (т.к. у них меньше длительность дневного сна). В то же время у детей младшей подгруппы ряд режимных моментов существенно отличается (например, у детей до 1,5 лет дневной сон двухразовый, а у детей старше 1,5 лет - одноразовый). В смешанной преддошкольной группе, где находятся дети старше года, целесообразно выделять два дифференцированных режима: для детей от 1 до 1,5 лет и от 1,5 до 3 лет. В 8 часов с детьми от 2-х до 3-х лет в течение 4 - 5 минут проводится утренняя гимнастика, включающая упражнения игрового характера, в то время как дети более младшего возраста заняты спокойными играми. При подборе контингента разновозрастной (смешанной) группы следует исходить из возможности организации в ней режима дня, максимально соответствующего анатомо-физиологическим особенностям каждой возрастной группы. Режим дня разновозрастной группы должен оказывать развивающее воздействие на всех детей, способствовать их гармоничному развитию.
С гигиенических позиций оптимальными являются следующие типы малокомплектных дошкольных учреждений:
1. Малокомплектный сад с двумя смешанными группами детей смежного возраста (преддошкольная, дошкольная группы).
2. Малокомплектный сад с двумя смешанными группами детей смежных возрастов и одной подготовительной группой.
Реализация такого принципа возрастного комплектования групп дошкольного учреждения позволяет с максимальной эффективностью решать воспитательные, образовательные задачи, проводить мероприятия по охране и укреплению здоровья детей. Основными режимными моментами для ребенка раннего возраста являются сон, питание, пребывание на открытом воздухе, игры, обучение. В смешанной преддошкольной группе ряд режимных моментов выполняется практически одновременно со всей группой (табл. 1), например, утренний прием детей, подготовка к завтраку, завтрак, игра после завтрака, вечерняя прогулка, ужин. Учитывая различия в психическом и физическом развитии детей, общие режимные моменты начинают на 5 - 10 мин. раньше с более младшими детьми (например, их начинают раньше одевать на прогулку, раньше сажают за стол во время еды и т.п.). Исключение составляет лишь организация подъема после дневного сна, когда первыми поднимают более старших детей (т.к. у них меньше длительность дневного сна). В то же время у детей младшей подгруппы ряд режимных моментов существенно отличается (например, у детей до 1,5 лет дневной сон двухразовый, а у детей старше 1,5 лет - одноразовый).
В смешанной преддошкольной группе, где находятся дети старше года, целесообразно выделять два дифференцированных режима: для детей от 1 до 1,5 лет и от 1,5 до 3 лет. В 8 часов с детьми от 2-х до 3-х лет в течение 4 - 5 минут проводится утренняя гимнастика, включающая упражнения игрового характера, в то время как дети более младшего возраста заняты спокойными играми. Организация режима дня.
1. При наличии в составе группы детей двух возрастов за основу берётся режим дня более старших детей, режимные моменты с младшими детьми начинают на 5 – 10 минут раньше, чем со старшими.
2. При наличии в составе группы детей трёх возрастов за основу берётся режим дня детей среднего возраста, с младшими детьми начинают раньше, со старшими позже.
3. Прогулка на улице не проводится при температуре воздуха ниже и скорости ветра более установленных в графике показателей соответствующих возрасту младших детей разновозрастной группы.
Особенности организации трудовой , игровой, художественной деятельности в разновозрастной группе
В процессе подготовки дошкольников к коллективной трудовой деятельности в разновозрастной группе воспитатель должен решать следующие задачи:
1) вызывать у старших детей интерес к младшим и воспитывать желание заботиться о них;
2) воспитывать у старших желание общаться с младшими, совместно трудиться, играть, заниматься;
3) учить детей сотрудничать со сверстниками и младшими;
4) систематически организовывать совместные трудовые поручения.
Особенности организации учебной деятельности в разновозрастной группе. Специфика занятий в группах, скомплектованных по смешанному, контрастному и смежному принципам
В разновозрастных группах чаще всего воспитываются дети смежных возрастов. Существуют группы и с контрастным возрастным подбором детей, например третий и пятый год жизни, пятый и седьмой, но их немного. Во всех случаях педагог организует работу, ориентируясь на программы для двух или трех возрастных групп.
Особую трудность при организации занятий, в малокомплектном детском саду, вызывает планирование по разным разделам программы, например, старшие дошкольники, заучивают стихотворение, а младшие в это время рисуют.
Если группа скомплектована из детей смежных возрастов, то занятия проводятся со всеми детьми одновременно по одному и тому же разделу программы, но с разными задачами обучения. Программные задачи дифференцируются для каждой возрастной подгруппы.
В разновозрастных группах прослеживается эффективное сотрудничество младших и старших дошкольников. Старший ребенок не только контролирует действия младшего, но и подсказывает ему правильные пути выполнения той или иной задачи поставленной перед дошкольником. При этом первые совершенствуют свои знания, а вторые легче и успешнее осваивают новый материал.
Педагогу разновозрастной группы необходимо научиться владеть не только словом, но и жестом, мимикой. Например, жестом можно разрешить приступить к выполнению заданий или попросить ребенка помолчать, не подсказывать товарищу, с помощью мимики выразить свое одобрение или огорчение по поводу правильного или неудачного ответа.
Составить рассуждение о преимуществах и недостатках работы в разновозрастной группе. Сформулируйте эмоции, которые появились у вас в результате изучения данной темы.
Стиль воспитания, направленный на становление отношений сопричастности у детей разного возраста, сочетает в себе:
– высокую включенность, позволяющую понимать актуальные запросы развития каждого ребенка и с их учетом организовывать разновозрастное сообщество детей;
– поддержку детской активности, инициативы для возможности проявления индивидуальности и творческого начала каждого ребенка;
– направленность на детскую общность для содействия развития общения детей разного возраста.
Наши наблюдения за практикой работы в разновозрастных группах показали, что стиль взаимодействия взрослого с детьми складывается стихийно, причины реакций воспитателя при взаимодействии с детьми ими не всегда осознаются, а объяснения, предлагаемые взрослым, мало связаны с детьми. Комментируя свои действия по отношению к детям, воспитатели ссылались либо на складывающиеся обстоятельства («Я не могу много время проводить с детьми - у меня так много своей работы»), либо на определенные профессиональные установки («Самое важное для развития детей - обучающие занятия»). Профессиональные установки воспитателей могут быть обобщенно представлены в виде двух подходов. Первый подход в большей степени ориентирован на обучение, результативность детских достижений, второй - на личностное развитие ребенка.
Подход, ориентированный на обучение детей, имеет подкрепление в виде специальных занятий по подготовке детей к школе. Согласно социологическим исследованиям подавляющее большинство воспитателей (88%) считает, что необходима специальная образовательная программа по обучению детей дошкольного возраста. Также среди воспитателей высока доля тех, кто считает нужным начинать подготовку ребенка к школе в возрасте пяти лет и ранее (Собкин B.C., Марич Е.М., 2000). Педагоги детских садов считают, что они должны обеспечить своим воспитанникам некоторый «предшкольный» минимум знаний, умений и навыков. Подобная ориентация на обучение и конечный, практический результат деятельности ребенка при реализации его в разновозрастных группах приводит к необходимости резкого усложнения обучения. В разновозрастных группах педагоги делят детей на возрастные подгруппы и проводят дополнительные занятия, вследствие чего общее количество занятий возрастает в несколько раз. Педагоги вынуждены тратить больше времени на подготовку, проведение занятий, а для участия в игре детей не хватает времени. При этом игра детей происходит стихийно, в промежутках между занятиями, часто дети бывают эмоционально истощены, и все взаимодействия их сводятся к двигательной активности, снимающей напряжение.
В исследованиях особенностей сюжетно-ролевой игры современных дошкольников отмечается низкий уровень развития игры, а вследствие этого, недостаточное развитие одного из главных новообразований дошкольного возраста - произвольности поведения (Смирнова Е.О., Гударева О.Е., 2004). Многие авторы для развития игровой деятельности детей предлагают воссоздавать разновозрастные детские сообщества, в которых происходит естественное развитие игровых умений детей, освоение высших уровней игры, передача игрового опыта от старших младшим (Михайленко М, Короткова Н., 1997, Бугрименко Е.А., Элькониновой Л.И, 2005).
Таким образом, подход, ориентированный на обучение, нивелирует значение естественного средового фактора для развития детей разного возраста, в том числе значение игры как ведущей деятельности дошкольников. Кроме того, подход, ориентированный в большей степени на обучение, результативность детских достижений, как мы видели из результатов предыдущей главы, приводит к управляющему либо к индивидуально ориентированному стилю взаимодействия воспитателя с детьми. Как следствие, подобный стиль воспитания педагога воспроизводит отстраненность либо обесценивание в отношениях между детьми разного возраста в группе.
Литература
1. Аванесов В.Н. Воспитание детей в разновозрастной группе. М.: 2009.
2. Журнал "Педагогика" 2002, 6, с. 71-77. Социальное воспитание и наследие А.С. Макаренко. Фролов А.А.
3. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: 1986.
4. Минкина М.В. Методика работы в разновозрастной группе детсада. Минск, 2007.