Организация работы по развитию речи в специальном дошкольном учреждении
СОДЕРЖАНИЕ
1. Задачи и содержание работы по развитию речи в специальном дошкольном учреждении
2. Формы и средства организации работы по развитию речи
3. Особенности организации работы по развитию речи в разных возрастных группах
1. Задачи и содержание работы по развитию речи в специальном дошкольном учреждении
Значимость дошкольного учреждения как ведущего социального института в жизни ребёнка очень чётко отражена в высказывании К.Н.Вентцеля: «На детский сад следует смотреть не как на подготовку к школе, а как на такое воспитательное учреждение, которое даёт возможность детям изжить детство в пределах того возраста, который охватывается детским садом, во всей полноте его жизненных запросов и свойственных ему задач и стремлений». Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. Отечественные психологи и педагоги (Л.С.Выготский, А.НЛеонтьев, Т.А.Маркова, А.П.Усова, Е.А.Флерина и другие) показали, что так называемые высшие, специфически человеческие психические функции (логическое мышление, произвольное внимание, творческое воображение) осуществляются с помощью усваиваемых ребёнком общественных способов познания и преобразования действительности, а, следовательно, сама их структура имеет социальное происхождение, формируется прижизненно под влиянием обучения и воспитания. Громадные потенциальные возможности, таящиеся в природе каждого ребёнка, не проявляются сами собой, а требуют для своей реализации воспитательного воздействия.
Важнейшим условием полноценного психического развития является своевременное правильное овладение ребёнком речью. Программное содержание обучению родному языку в дошкольном учреждении построено на формировании у детей языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи, интереса к разным сторонам языковой действительности, речевого самоконтроля, что придаёт процессу речевого развития ребёнка творческий характер. В дошкольном учреждении развитие речи детей осуществляется педагогами в разных видах деятельности: проводятся упражнения, целью которых является развитие звуковой стороны речи и обогащения словаря детей; проводятся игры и упражнения на развитие грамматического строя речи и связной речи.
Педагоги используют возможность правильно и чётко называть предмет, части предмета, охарактеризовать его признаки, качества в разных видах деятельности (на прогулке, в группе, во время различных режимных процессов, в игре). При этом воспитатели чётко формируют задание, точно ставят вопросы. Это позволяет поддерживать взаимосвязь понимания и употребления слов, что в свою очередь совершенствует умение детей точно и полно выразить мысль, повышает эффективность речевого общения.
Чтобы максимально активизировать речь детей, педагоги проводят занятия и игры-занятия, цель которых - вовлекать детей в разговор на определённую тему и позволять высказывать свои соображения по ряду вопросов, которые ставит взрослый. В играх-занятиях дети принимают на себя какие-то роли, но не играют их, а проговаривают. Педагоги добиваются реализации таких качеств речи, как точность, правильность, связность, выразительность. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя в выполнении словесной инструкции. Дети проявляют большой интерес к тому, как они говорят: «... ребёнок не чужд любознательности и по отношению к физиологии произношения. Он задаётся вопросом, какие органы участвуют в произношении, и даже готов экспериментировать в этом направлении» (Гвоздев А.Н.).
Педагоги являются активными участниками и организаторами речевого общения между детьми старшего возраста. Предлагают ребёнку рассказать о своих новостях другим детям, привлекают внимание детей к вопросам и высказываниям других детей, побуждая отвечать на них и высказываться. В беседе с ребёнком педагоги обращают внимание на содержание и форму сообщения, деликатно исправляют грамматические ошибки. В свободное от занятий время педагоги индивидуально занимаются с ребёнком, развивая ту сторону речевого развития, которая вызывает у ребёнка затруднения. Воспитатели предоставляют детям возможность рассказать об увиденном на прогулке, по дороге в детский сад, используя вопросы побуждения, наблюдения, активно откликаются на проявление словотворчества, игры ребёнка со словом, т.к. это позволяет развивать образную речь.
Педагоги стараются задавать детям образцы правильной литературной речи, стараются, чтобы речь была чёткая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная, выразительная, лаконичная. Включают в речь разнообразные образцы речевого этикета. «Говорите с детьми медленно, языком доступным, понятным, избегая трудных, непонятных выражений, но языком безукоризненно правильным и литературным, отнюдь не подделываясь под милую, но всегда неправильную манеру детской речи» (Е.И.Тихеева). Через воспитание интереса к языковому богатству, через развитие умения использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства речь детей становится образной, непосредственной и живой. Эта задача решается через театральную, музыкальную, познавательную и другие виды деятельности в комплексе. В этом направлении в дошкольных учреждениях работают кружки, целью которых является активизация словесного творчества ребёнка, как важного показателя речевого развития. Обучение речи в дошкольном учреждении протекает в двух формах: в свободном речевом общении и на специальных занятиях. Задачи работы по развитию речи в специальном дошкольном учреждении:
1. Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
2. Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)
3. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса дошкольников с ОНР.
4. Формирование грамматического строя речи.
5. Развитие связной речи старших дошкольников.
6. Развитие коммуникативности, успешности в общении.
Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя. Определение приоритетных направлений и установление преемственных связей в коррекционной деятельности участников образовательного процесса с учетом структуры дефекта детей
2. Формы и средства организации работы по развитию речи
Логопед: фронтальные (подгрупповые) коррекционные занятия, индивидуальные коррекционные занятия. Воспитатель:
· фронтальные, подгрупповые занятия по развитию речи с применением дидактических игр и упражнений на развитие всех компонентов речи;
· экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность;
· беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы.
Музыкальный руководитель: музыкально-ритмические игры; упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти; этюды на развитие выразительности мимики, жеста; игры-драматизации. Специалист по ИЗО:
· игры, упражнения на восприятие цвета и формы;
· упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;
· комментирование своей деятельности (проговаривание вслух последующего действия);
· обсуждение характерных признаков и пропорций предметов, явлений.
Специалист по ФИЗО: игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики; упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха; подвижные, спортивные игры с речевым сопровождением на закрепление навыков правильного произношения звуков; игры на развитие пространственной ориентации. Родители:
· игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка;
· контроль за выполнением заданий и произношением ребенка;
· выполнение рекомендаций учителя-логопеда.
3. Особенности организации работы по развитию речи в разных возрастных группах
а) ранний возраст: развитие слухового внимания и восприятия обращённой речи; наличие импрессивной и экспрессивной речи; соответствие словарного запаса возрастным нормам;
б) младший возраст: развитие слухового внимания и восприятия обращённой речи; развитие мелкой и общей моторики; развитие артикуляционного аппарата и речевого дыхания; уровень звукопроизношения, соответствующий возрасту; соответствие словарного запаса возрастным нормам; употребление грамматических категорий в соответствии с программными требованиями; формирование предпосылок связной речи.
в) средний возраст: состояние речевого внимания и фонематического восприятия; развитие двигательных функций руки; готовность артикуляционного аппарата к произношению всех звуков речи; уровень звукопроизношения, соответствующий возрасту; особенности словарного запаса; соответствие грамматического строя речи возрастным нормам; развитие диалогической речи; формирование навыков общения со взрослыми и сверстниками.
г) старший возраст: уровень звукопроизношения, соответствующий возрасту; состояние фонетико-фонематического восприятия (дифференциация звуков речи); развитие мелкой и общей моторики, подготовка руки к письму; понимание различных речевых структур и грамматических форм, состояние активного словарного запаса; формирование навыков словообразования и словоизменения, преодоление аграмматизмов; воспитание навыков овладения монологической и диалогической речью; состояние звукового анализа и синтеза слов; развитие коммуникативных навыков и речевой культуры; развитие высших психических процессов: памяти, внимания, воображения, мышления
Формирование личности человека в большой степени зависит от педагогического воздействия, от того, насколько рано его начинают оказывать. Поэтому дошкольные учреждения в нашей стране включены в систему народного образования и являются важным ее звеном, в котором закладывается фундамент развития личности.
В детском саду умственное, нравственное и эстетическое воспитание детей осуществляется в процессе развития речи. Содержание обучения речи детей раннего и дошкольного возраста, организация и основные методы работы определены «Программой воспитания в детском саду» .
Содержанием речи, усваиваемой ребенком раннего и дошкольного возраста, как известно, является отраженная в его сознании, воспринимаемая его органами чувств окружающая действительность: он сам, части его тела, близкие люди, комната, где он живет, внутреннее помещение детского сада, где он воспитывается, двор, парк, ближайшие улицы, город, процессы труда людей, природа — неживая и живая. В содержание развития речи старших дошкольников включаются и этические понятия, связанные с понятием долга в отношении окружающих людей, природы, представления о явлениях общественной жизни, праздниках. Поэтому «Программа воспитания в детском саду» объединяет работу по развитию речи с работой по ознакомлению детей с окружающим, а также с художественной литературой и определяет фермы этой работы. В программе названы две основные формы обучения речи: первая — работа по развитию речи детей в свободном общении с воспитателем, со всеми другими работниками детского сада, в общении детей друг с другом; вторая — специальные занятия по развитию речи.
Свободное речевое общение ребенка в детском саду происходит: а) в быту (утренний, вечерний туалет, прием пищи и т. д.); б) во время прогулок; в) в процессе игр; г) при ознакомлении с окружающим (общественной жизнью и природой во все времена года); д) в процессе труда (хозяйственно-бытового, ручного, труда в природе); е) во время праздников и развлечений; ж) во время неречевых занятий: по формированию элементарных математических представлений, рисованию, лепке, конструированию, физкультуре, музыкальных.
Специальные занятия по развитию речи вводятся начиная с первой младшей группы. Цель их — способствовать усвоению речи ребенком и как средства общения и познания, и как средства регулирования собственного поведения. На занятиях он учится соотносить свои речевые действия с образцом, показываемым воспитателем, и с его словами (что делать? и как делать?); учится выполнять учебные действия совместно с другими детьми: вместе слушать объяснение, рассказ, музыку, вместе смотреть картинки, диафильмы; учится беседовать, принимать участие в дидактической игре, вместе петь; привыкает сосредоточивать внимание на определенном объекте, сдерживаться, говорить по очереди. На занятиях дети получают новые знания (вместе с новыми словами и грамматическими формами, обозначающими отношения между явлениями действительности), приучаются выполнять учебную работу в соответствии с данными словесными указаниями, учатся оценивать свою работу. На занятиях их приучают быть дисциплинированными.
В программе содержание специальных занятий по развитию речи для каждой возрастной группы дается в разделах: «Ознакомление с окружающим и развитие речи», «Ознакомление с природой и развитие речи», «Развитие речи», «Художественная литература», «Родной язык».
На занятиях по ознакомлению с окружающим и с природой наблюдаемые предметы и явления, их действия, признаки, отношения составляют объекты изучения, а речь воспитателя, называющего то, что дети видят, является основным источником обогащения их лексики, своеобразным стимулятором развития речи — диалогической и монологической.
На занятиях по ознакомлению с художественной литературой основным источником обогащения речи становится текст художественного произведения, который воспитатель читает или рассказывает детям, а дополнительным источником остается речь самого воспитателя, комментирующего текст.
Занятия, обозначенные в «Программе воспитания в детском саду» как «Развитие речи», имеют целью помочь детям «заметить» их собственную речь, отнестись к ней как к объективно существующему явлению и постепенно научиться оценивать ее качество.
На занятиях, носящих название «Родной язык» и проводимых только в подготовительной к школе группе, даются начатки грамоты.
1. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
2. Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. – М., 1990.
3. Кондратенко И. Ю. Основные направления логопедической работы по формированию эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста // Дефектология. – 2003.
4. Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть 1. Организационные вопросы программно-методического обеспечения / Под. ред. Л.С. Сосковец. – М.:АРКТИ, 2005.
5. Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть 2. Обучение детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ / Под. ред. Л.С. Сосковец. – М.:АРКТИ, 2006.
6. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб., 2003.
7. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991.
8. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под. ред. Васильевой. – 2007.
9. Филичева Т.Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. – М., 1991.
10. Филичева Т. Б. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: АПН РСФСР, 1989.