Общеразвивающие упражнения
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
2. Значение ОРУ
4. Проведение ОРУ в первой младшей группе
5. Заключение
Список используемой литературы
Введение
Общеразвивающие упражнения (ОРУ) - это движения телом и его частями, выполняемых индивидуально или с использованием действий партнера, гимнастических снарядов и различных предметов.
Значение ОРУ
Основное назначение ОРУ – развитие основных физических качеств (гибкости, силы, силовой выносливости и др.), формирование необходимых навыков и умений, необходимых для жизни, занятий различными видами спорта, фитнесом, профессиональной деятельности (прикладные ОРУ). Они выполняются в различных направлениях, плоскостях, с различной амплитудой, скоростью, степенью мышечного напряжения и расслабления. Количество ОРУ огромно, двигательная структура их разнообразна. Одни из ОРУ технически несложные, другие требуют хорошей координации движений, концентрации внимания, физической подготовленности занимающихся. Исторически сложилось так, что ОРУ создавались, разрабатывались и накапливались в рамках различных гимнастических систем. Это европейские гимнастические системы: немецкая, щведская, снарядная гимнастика Шписа, дыхательная гимнастика Мюллера, атлетическая Сандова, сокольская гимнастика и др. В последние годы ОРУ значительно обогатились элементами восточных практик: китайской гимнастики, йоги и др.
Упражнения подбираются с учетом возраста, пола, уровня физической подготовленности. Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в общей системе физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста и необходимы для своевременного развития организма, сознательного управления движениями, являются средством для укрепления и развития организма. Общеразвивающие упражнения в детском саду и школе используются на физкультурных занятиях, в утренней гимнастике, во время физкультминуток, в сочетании с закаливающими процедурами, на детских праздниках. Правильное выполнение упражнений влияет на физическое развитие детей. Общеразвивающие упражнения имеют ряд особенностей: они точно дозируются, могут применяться в разнообразных вариантах и комбинациях.
ОРУ является и средством формирования правильной осанки. Формирование правильной осанки и исправления дефектов в осанке необходимо равномерно развивать мышцы всего тела, акцентируя внимание на развитии статической силы мышц спины, брюшного пресса и плечевого пояса, а также подвижности позвоночника. Гармоническое развитие мышц всего тела одно из условий формирования правильной осанки. С помощью общеразвивающих упражнений успешно решается эта задача. Кроме того для формирования правильной осанки необходимо научить принимать позу правильной осанки и сохранять ее длительное время. Обучение позы правильной осанки осуществляется путем применения упражнений на ощущение правильной осанки.
ОРУ становятся более совершенными, когда выполняются в сопровождении музыки. Музыка воздействует на эмоции людей, создает у них определенное настроение, влияет на выразительность движений. Музыка может содействовать большей амплитуде движений или, наоборот, вызывать их сдержанность, четкость в исполнении. Такое разнообразие исполнения движений в зависимости от характера музыкального произведения влияет на их совершенствование. Движения становятся непринужденными, координированными, ритмичными, правильно отражающими характер музыкального произведения.
При применении общеразвивающих упражнений сравнительно легко регулировать физическую нагрузку. Нагрузка зависит от подбора упражнений и их количества в одном занятии. Одни упражнения легче, другие - труднее, в зависимости от интенсивности мышечных напряжений, с которыми выполняются упражнения. Интенсивность мышечных напряжений можно повышать:
а) увеличением продолжительности (количество повторений) одного и того же упражнения, скорости выполнения упражнения, нагрузки (с помощью отягощений или взаимного сопротивления упражняющихся);
б) изменением исходных положений;
в) необходимостью применения волевых усилий;
г) способом проведения.
Классификация ОРУ
Классификация ОРУ позволяет распределить физических упражнений по группам, подгруппам в соответствии с установленными нами признаками. ОРУ можно разделить (классифицировать) на несколько групп:
1. По признаку принадлежности к той или иной системе (европейской, восточной, евроамериканской, ритмопластической и т.п.).
2. По анатомическому признаку подбора упражнений в зависимости от работы тех или иных мышечных групп: для рук, плечевого пояса, шеи, ног, туловища и всего тела. пражнения для мышц рук и плечевого пояса.
3. Форму ОРУ определяют основные движения в суставах: сгибания, разгибания, приведения, круговые движения, повороты. Характер упражнений во многом зависит от степени напряжения и расслабления мышц, быстроты движений. Поэтому все упражнения в свою очередь делятся на три группы: силовые и скоростно-силовые; на растягивание; на расслабление.
3. По признаку преимущественного воздействия на организм: на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, опорно-двигательный аппарат, на активизации обменных процессов, нервную систему (развитие свойств психики - внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве, во времени и пр.).
4. По признаку развитию определенных двигательных способностей и физических качеств (на силу, скоростно-силовые качества, гибкость, быстрота движений, выносливость, координацию движений).
5. По признаку использования упражнений: без предметов, с предметами (гимнастическая палка, гантели, набивные и резиновые мячи, скакалки); на гимнастических снарядах (перекладине, брусьях и др.) и со снарядами (скамейка).
6. По признаку организации группы: выполняемые индивидуально, вдвоем, втроем,
7. Пространственного размещения занимающихся: в кругу, в сомкнутых колоннах, шеренгах, в сцеплении и в движении.
8. По признаку исходных положений, из которых выполняются упражнения: из стоек, приседов, упоров, положения сидя, лежа.
9. По методу проведения: игровым методом (эстафеты, полосы припятствий, сюжетно-образные и др.), поточным методом (на месте, с продвижением), серийно-поточным методом, методом круговой тренировки и др. Метод проведения во многом определяет подбор ОРУ.
10. По прикладности применения. В частности, в лечебной физкультуре классификация ОРУ подразделяется на пассивныые (с ограниченной и полной амплитудой) и активные упражнения (с помощью здоровой симметричной конечности, без снарядов, со снарядами, с помощью медицинского персонала, на суше, в воде), ) с возрастающим усилием, с напряжением, с сопротивлением; коррегирующие, дыхательные.
В каждой группе возможно выделить подклассификацию. Приведем несколько примеров. Движения руками делятся на следующие подгруппы:
· поднимание и опускание прямых рук вперед, вверх, в стороны одновременно, поочередно и последовательно, то же со сжиманием и разжиманием кистей рук;
· сгибание и разгибание рук в разном темпе, в различных исходных положениях;
· круговые движения рук в разном темпе, в лицевой и боковой плоскости, поочередно, последовательно и одновременно;
· повороты рук внутрь и наружу из положения руки вперед, вверх, в стороны, назад;
· взмахи и рывковые движения рук;
· свободное потряхивание расслабленных рук.
ОРУ для туловища: наклоны, повороты, круговые движения головой; повороты головы и туловища вправо, влево; наклоны головы и туловища вперед (с прямой и согнутой спиной с поворотами направо и налево), наклоны в стороны с различными положениями рук – из разных исходных положений; круговые движения туловища с различными положениями рук; поднимание и опускание туловища, лежа на животе, на спине; сгибание и разгибание туловища, в упоре лежа, в упоре стоя, на коленях; расслабление мышц тела из положения сидя, лежа. Упражнения для ног:
· поднимание и опускание ног из исходных положений сидя, стоя, лежа;
· сгибание и выпрямление ног;
· махи ногами вперед, назад, в стороны с опорой и без опоры руками;
· приседы и полуприседы, пружинящие движения в приседе;
· круговые движения стоп ног из разных исходных положений;
· удерживание ног в различных положениях (статические упражнения) – нога согнута в колене, вытянута вперед, в сторону, назад;
· отставление ноги на носок вперед, в сторону, назад.
· прыжковые упражнения.
Четкая классификация упражнений позволяет систематизировать обширный материал по ОРУ, ориентироваться во множестве существующих физических упражнений и отбирать из них нужные для решения намеченных задач, что, в конечном итоге, облегчает методику их освоения.
Проведение ОРУ в первой младшей группе
В первой младшей группе значительное место занимают общеразвивающие упражнения, так как в этом возрасте увеличивается самостоятельность выполнения заданий, что позволяет разнообразить несложные движения. У детей третьего года жизни отсутствует способность расчленять движения на отдельные части, поэтому выбираются главным образом упражнения, требующие активного участия крупных мышечных групп (плечевого пояса и рук, туловища и ног) и общефизиологического воздействия, активизирующие функции сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем. Слабая координация движений, неспособность управлять движениями отдельных частей тела (рук, ног, туловища) вызывают определенные затруднения при выполнении обще-развивающих упражнений. У детей появляется некоторая скованность и лишние движения. Ребенок не всегда сразу может повторить показ взрослого, поэтому от детей не требуют большой четкости, особенно в первой половине учебного года, разрешая им действовать так, как они могут. Воспитатель не только дает правильный образец движения, но и подчеркивает его основные стороны. Дети, поднимая руки с платочком вверх, должны стремиться вытянуть их как можно выше; наклоняясь вперед из положения сидя ноги врозь, стараться не сгибать ноги в коленях и т. д. Все это не является обязательным, они выполняют упражнения в общих чертах. Общеразвивающие упражнения проводятся из разных исходных положений (стоя, сидя, лежа, на четвереньках и т. д.). Учитывая, что часть из них начинается из положения сидя на стуле, взрослый следит за правильной посадкой и соответствием размера стула росту ребенка (сидеть нужно прямо, смотреть вперед, ноги касаются пола и находятся под прямым углом). Одновременно с выполнением упражнения это вырабатывает навык правильной посадки. Необходимо включать упражнения, способствующие формированию правильной осанки и развивающие мышцы стопы. Применение разных исходных положений позволяет разгрузить позвоночник ребенка (особенно при положении лежа), разнообразить упражнения, чередовать работу определенных групп мышц.
При подборе движений следует руководствоваться правилом — не воздействовать на одну и ту же группу мышц несколькими упражнениями подряд, что вызывает утомляемость, а распределить нагрузку и таким путем упражнять все мышцы. Общеразвивающие упражнения с мелкими предметами и игрушками составляют большую часть движений на занятиях в первой младшей группе. Они хороши тем, что требуют значительного мышечного напряжения, точнее выполняются, не надоедая детям, так как при повторении их можно разнообразить: один раз малыши поднимают руки вперед с платочком, другой раз держат мяч или показывают воспитателю шишки, кубики, поднимают обруч и т. д. Кроме непосредственного развития движений, что является основной задачей, обще-развивающие упражнения способствуют всестороннему развитию ребенка. Так, прежде чем дать детям какой-либо предмет, их знакомят с ним, например: «Это — мяч, он красный (синий), держать его надо крепко. Если он упадет, то покатится, а если мяч ударить об пол, он отскочит», «Это флажки, они синего, желтого и зеленого цветов. (Красные флажки не дают на физкультурных занятиях.) Флажком можно помахать». При появлении на занятиях незнакомого предмета малыши отвлекаются, начинают рассматривать его, играть. Упражнения можно выполнять с разноцветными платочками, погремушками, кубиками, шишками, листьями и т. п. В первой младшей группе следует приучать детей к определенному порядку проведения занятия. Вначале важно заинтересовать малышей самим занятием. Например, воспитатель показывает детям закрытый ящик и, встряхивая его, спрашивает: «Что в ящике? Послушайте и скажите». Потом (независимо от ответов) открывает его и говорит: «Это погремушки, возьмите их, мы с ними будем заниматься». Малыши берут игрушки сами или взрослый раздает их детям. Мелкие пособия (кубики, шишки, платочки) можно привезти на машине (в кабине сидит мишка). Воспитатель обращается ко всем: «Дети, давайте посмотрим, что нам привез мишка», подзывая при этом новеньких и застенчивых. Все смотрят, затем педагог предлагает взять кубик (шишку), повернуться к нему для выполнения упражнений. Постепенно дети привыкают (по указанию воспитателя) самостоятельно брать мелкие пособия, предварительно разложенные на стульях, гимнастических скамейках, низких подоконниках, аккуратно класть их на прежнее место. При этом следует помнить, что каждый раз используется только один, нужный в данный момент предмет.
Иногда целесообразно заранее расставить стулья, положить на полу маленькие обручи и т. д., чтобы малыши по сигналу встали около них, повернулись к воспитателю, а затем после выполнения упражнений сами убрали пособие в указанное место.
Детям первой младшей группы вполне доступны имитационные движения, которые используются как обще-развивающие упражнения. Подражательные упражнения заинтересовывают, радуют ребенка, помогают ему лучше справиться с заданием, а их игровая форма вызывает у него желание повторить движение в самостоятельной деятельности.
Занятия начинаются с упражнений для рук и плечевого пояса, затем следуют движения для ног и туловища, а заканчиваются, как правило, поскоками или бегом с последующей спокойной ходьбой. В этой возрастной группе обще-развивающие упражнения повторяются 3—6 раз.
Заключение
При проведении ОРУ необходимо предусмотреть названия упражнений, смену исходных положений для каждого, их разнообразную подачу (по показу воспитателя, ребенка, по названию, по проговариванию и т. д.), различное ритмическое сопровождение (счет, слово, музыка, выполнение в свободном темпе). Надо поставить перед детьми задачу, создать условия для многократного творческого повторения движений, продумать методы обучения, оценку. Каждое обращение к детям должно быть четким, кратким, образным, вызывать желание к выполнению движения Необходимо объяснить игру (с учетом возраста детей, новизны игры); распределить роли (на каждом занятии по-разному); использовать всю возможную площадь; добиваться соблюдения правил, качественного творческого выполнения движений; регулировать нагрузку. При мерный комплекс ОРУ для первой младшей группы:
- упражнение на дыхание и для мышц рук и плечевого пояса
- упражнение для мышц туловища
- для ног и туловища
- комбинированное
- прыжки с чередованием ходьбы
- упражнение на дыхание
Список используемой литературы
1. Гимнастика и методика преподавания / Под ред. В.М.Смолевского, М., 1987.
2. Гимнастика.Подред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. Изд. «Академа». - 2001 г.
3. Залетаев И.П., Полиевский С.А. Общеразвивающие упражнения.- М., 2002