Методики исследования знаний слабослышащих дошкольников об основных эмоциях
Методики исследования знаний слабослышащих дошкольников об основных эмоциях
1. Беседа. Беседа – традиционный метод психологического и педагогического обследования.
Цель: выявление уровня знаний о девяти основных эмоциях (радость, гнев, страх, обида, стыд, интерес, вина, удовольствие).
Оборудование: стимульный материал – графический рисунок с изображением эмоций, бланк протокола.
Ход обследования: эксперт демонстрирует испытуемому рисунок и задает ряд вопросов.
- кто изображен на рисунке? (мужчина, женщина, ребенок)
- какую эмоцию он испытывает?
-какие еще эмоции ты знаешь?
Обработка: оценивается адекватная идентификация предъявленной эмоции и уровень знаний эмоций. Ответы испытуемых заносятся в протокол.
Таблица 1
Данные полученные по слабослышащим дошкольникам
Испытуемые |
Название эмоций |
||||||||
радость |
гнев |
страх |
грусть |
обида |
стыд |
интерес |
вина |
Удовольствие |
|
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
2 |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
3 |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
4 |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
5 |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
6 |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
7 |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
8 |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
9 |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
10 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
На рис. 1. Приведем сравнительный анализ обследования знаний слабослышащих дошкольников и дошкольников с нормой в развитии об основных эмоциях.
Рис.1. Сравнительный анализ количества детей, справившихся с заданием
Полученные данные говорят о том, что большинство дошкольников (60%) с нормой в развитии имеют представление об основных эмоциях, в то время как лишь 30% дошкольников с нарушением слуха имеют полное представление об основных эмоциях. Распознавание основных эмоций, таких как радость, гнев, страх у них не вызывает затруднений, в тоже время более сложные эмоции (обида, интерес, стыд и т.д.) ставят слабослышащих дошкольников в тупик.
2. Игра «Изготовители масок». Цель: подготовка дошкольников к диагностическому исследованию посредством знакомства со схематическими рисунками – пиктограммами.
Оборудование: стулья, листы бумаги формата А4, простые карандаши. Инструкция: В театре трудятся не только актеры, режиссеры, но и декораторы, художники.
Сегодня наш художник будет изготовлять маски для героев истории. Чтоб изготовить маски их нужно нарисовать. Педагог изображает сначала художника, а ребенок актер.
Актер изображает одну эмоцию, художник ее зарисовывает и пытается определить, какую эмоцию изображал актер. Затем меняемся ролями.
Обработка результатов: результаты игры не обсуждаются и в протокол наблюдения не вносятся.
3. «Пиктограммы». Цель: выявление уровня знаний на основе распознавания различных эмоциональных состояний человека с помощью пиктограмм.
Оборудование: картинки с изображением девяти пиктограмм, изображающие девять основных эмоций;
Инструкция: На картинках изображены девять масок. На этих масках – эмоции. Как выдумаете, какие эмоции изобразил художник.
Обработка результатов: результаты исследования заносятся в протокол, производится подсчет узнанных эмоций и перевод результатов в баллы.
6-9 правильно узнанных эмоций – 2 балла;
3-5 правильно узнанных эмоций – 1 балла;
0-3 правильно узнанных эмоций – 0 баллов.
Таблица 2
Данные полученные по слабослышащим дошкольникам (методика Пиктограмма)
Испытуемые |
Название эмоций |
|||||||||
радость |
гнев |
страх |
грусть |
обида |
стыд |
интерес |
вина |
удовольствие |
итог |
|
1 |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
6 |
2 |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
5 |
3 |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
5 |
4 |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
3 |
5 |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
5 |
6 |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
4 |
7 |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
6 |
8 |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
6 |
9 |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
4 |
10 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
6 |
Рис. 2. Сравнительный анализ данных, полученных по методике «Пиктограммы»
Полученные данные говорят о том, что большинство дошкольников с нормой в развитии (90%) имеют представление об основных эмоциях и успешно справились с заданием.
60% слабослышащих детей имеют низкий уровень сформированности представлений об основных эмоциях.
4. Цель: Понимание эмоциогенных ситуаций. Стимульный материал: набор картинок (4 шт.) с изображениями эмоциональных ситуаций (день рождения; драка; расставание; нападение).
Инструкция 1: Я буду тебе показывать картинки с разными историями, а ты будешь рассказывать про людей на этих картинках.
Картинки показывать по одной, к следующей переходить после анализа и использования всех видов помощи.
Инструкция 2: Как ты думаешь, что произошло с этими людьми? Почему у них такие лица? Что они чувствуют? Как называется такое чувство(настроение)?
В процессе выполнения задания фиксировать в протоколе точность идентификации эмоциональной ситуации, особенности соотнесения экспрессивных признаков эмоции в мимике и жестах, вид помощи.
|
Дети Ситуации |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
1 |
День рождения |
радость |
радость |
Радость,гнев,удивление,презрение. |
Радость |
Радость |
радость |
радость |
радость |
Радость,страх, удивлен.,стыд |
Радость,спокойствие |
|
2 |
Драка |
Гнев |
Отвращение |
Гнев,стыд |
Гнев |
Гнев,печаль |
Удивление,отвращение. |
гнев |
гнев |
Радость, презрение |
Страх,отвращение |
|
3 |
Нападение |
Печаль |
страх |
Печаль |
Страх |
Гнев |
Гнев, печаль |
страх |
печаль |
печаль |
презрение |
|
4 |
Расставание |
Страх |
Радость |
Радость,страх |
Печаль |
Печаль |
Радость,гнев |
печаль |
радость |
Радость,печаль |
радостть |
|
5 |
Сюрприз |
Удивление |
радость |
Радость |
Радость |
радость |
радость |
удивление |
удивление |
Радость |
спокойствие |
|
6 |
Наказание |
Стыд-вина |
Гнев+стыдвина |
Печаль,отвращение |
Гнев |
Печаль,презрение |
Печаль,отвращение |
презрение |
печаль |
Печаль,презрение |
отвращение |
|
7 |
Отвержение пищи |
|
презрение |
страх |
|
отвращение |
печаль |
|
|
Гнев |
гнев |
|
8 |
Отвержение людей |
|
Гнев,печаль,страх |
Печаль,презрение. |
|
Удивление,отвращение |
Радость, печаль. |
отвращение |
отвращение |
Радость,страх,отвращение |
Гнев,печаль,презрение |
Ситуации |
Адекватное понимание |
Частично адекватное понимание |
Не адекватное понимание |
Не понимание задания |
День рождение |
70% |
30% |
- |
- |
Драка |
60% |
10% |
15% |
15% |
Нападение |
45% |
9% |
46% |
- |
Расставание |
29% |
8% |
63% |
- |
Сюрприз |
35% |
10% |
53% |
2% |
Наказание |
10% |
15% |
75% |
- |
Отвержение пищи |
30% |
- |
70% |
- |
Отвержение людей |
- |
15% |
85% |
- |
5. Методика «Фотовыставка». Цель: определение уровня умений дифференциации и вербализации эмоциональных состояний незнакомых людей.
Оборудование: фотографии с изображением 9 основных эмоций. Инструкция: мы с тобой оказались на фотовыставки.
Скажи, пожалуйста, на каких фотографиях ты видишь человека, испытывающих радость? гнев? (страх, обида, стыд, интерес, вина, удовольствие). Обработка результатов:
· адекватная дифференциация эмоция 6-9 эмоций – 2 балла;
· частично адекватная дифференциация эмоция 3-5 эмоций – 1 балл;
· неадекватная дифференциация эмоций – 0 баллов.
Ф.И.О |
Название эмоций |
||||||||
радость |
гнев |
страх |
грусть |
обида |
стыд |
интерес |
вина |
Удовольствие |
|
1 |
Радость |
интерес |
страх |
печаль |
Обида |
Печаль |
интерес |
Вина |
Удовольствие |
2 |
радость |
печаль |
страшно |
удовольствие |
Обида |
гнев |
интерес |
вина |
Удовольствие |
3 |
радость |
- |
- |
- |
обида |
- |
Интер. |
обида |
Удовольствие |
4 |
- |
- |
- |
печаль |
вина |
- |
Вина |
Вина |
Интерес |
5 |
радость |
стыд |
гнев |
гнев |
вина |
удовольствие |
Вина |
Вина |
Интерес |
6 |
Радость |
удовольствие |
страшно |
презрение |
Вина |
презрение |
интерес |
интерес |
Удовольствие |
7 |
радость |
удовольствие |
страшно |
печаль |
вина |
интерес |
вина |
вина |
Удовольствие |
8 |
спокойствие |
гнев |
стыд |
спокойствие |
обида |
грусть |
вина |
вина |
Удовольствие |
9 |
страх |
гнев |
стыд |
печаль |
обида |
гнев |
интерес |
интерес |
Удовольствие |
10 |
страх |
печаль |
страх |
печаль |
обида |
стыд |
вина |
вина |
интерес |
итог |
6 |
2 |
5 |
4 |
6 |
1 |
5 |
7 |
7 |
Представим на рисунке 3 точность идентификации эмоциональной ситуации, особенности соотнесения экспрессивных признаков эмоции в мимике и жестах, вид помощи у дошкольников обоих групп.
Рис. 3. Сравнительный анализ точности идентификации эмоциональной ситуации, особенности соотнесения экспрессивных признаков эмоции в мимике и жестах, вид помощи у дошкольников обоих групп.
Сравнительный анализ показывает, что у большинства дошкольников с нарушением слуха неадекватное понимание эмоциональных ситуаций. Они не способны соотнести экспрессивные признаки эмоций в мимике и жестах.
Итак, развитие собственно представлений об эмоциях происходит по следующим направлениям – дифференциация качеств эмоций, усложнение объектов, вызывающих эмоциональный отклик, развитие способности регулировать эмоции и их внешние проявления.
Эмоциональный опыт формируется и обогащается в процессе общения в результате сопереживаний другим людям, при восприятии произведений искусства, музыки.
Например, симпатия по отношению к близкому человеку возникает на основе накопления удовлетворяющих ребенка и приятных для него актов ситуативно-личностного общения.
Такая эмоция может возникнуть по отношению к человеку, достаточно часто общающемуся с ребенком.
Об этом свидетельствует и тот факт повышенной чувствительности младенцев с сохранным слухом к словесным воздействиям в первом полугодии жизни.
Но уже на первом году жизни ощущаются различия между слышащими детьми и детьми с нарушением слуха в развитии собственно эмоций, которые в дальнейшем часто увеличиваются.
В обычных условиях детям с нарушением слуха мало доступно восприятие речевой эмоционально измененной интонации (для ее восприятия необходима специальная слуховая работа с использованием звукоусиливающей аппаратуры).
Отставание и своеобразие в развитии речи сказываются на овладении словами и словосочетаниями, обозначающими те или иные эмоциональные состояния. Вместе с тем при благополучном социально-эмоциональном общении с ближайшими родственниками у глухих детей очень рано формируется повышенное внимание к выражению лиц общающихся с ними людей, к их движениям и жестам, к пантомимике. Постепенно они овладевают естественными мимико-жестовыми структурами для общения с другими людьми и жестовой речью, принятой в общении между глухими, поэтому недостаток в понимании речевой интонации и в развитии словесной речи восполняется повышенным вниманием к мимике и жестам окружающих, обозначением эмоциональных состояний средствами жестовой речи.
Результаты исследования позволили сделать вывод, что обедненность эмоциональных проявлений у глухих дошкольников в значительной мере обусловлена недостатками воспитания, неумением взрослых слышащих людей вызывать маленьких детей на эмоциональное общение.
В отличие от слышащих, глухие матери, как правило, обеспечивают необходимое эмоциональное общение со своим ребенком, поэтому глухие дети глухих родителей, воспитывающиеся дома, по количеству эмоциональных проявлений приближались к слышащим детям, хотя статистические различия между ними все же сохранялись.
Слабослышащие дети глухих родителей, воспитывающиеся дома, обнаруживали существенно большее число положительных эмоциональных проявлений, чем глухие дети слышащих родителей, находящиеся дома или в специальном саду интернатного типа.
На эмоциональном развитии детей и их взаимоотношениях с родителями и другими членами семьи также отрицательно сказывается оторванность от семьи.
Эти особенности социальной ситуации развития детей с нарушением слуха обуславливают трудности в осознании эмоциональных состояний, в их дифференциации и обобщении.