Маршрутный лист
Наблюдение и анализ игровой деятельности детей группы с ОВЗ
Цель – выявление уровня развития выполнения учебной задачи детьми с ограниченными возможностями здоровья через игровую деятельность.
Наблюдение осуществляется психологом. Метод направлен на изучение выполнения учебной задачи через игровую деятельность.
С помощью методик «Разрезные картинки» и «Серия сюжетных картинок» можно провести наблюдение за игровой деятельностью детей с ОВЗ.
Разрезные картинки. Цель – выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки детей с 3 лет.
Стимульный материал: картинки, разрезанные на две и три части с разной конфигурацией разреза. Нормативы:
· разрезная картинка из двух фрагментов — в 2,5—3 года;
· разрезная картинка из трех фрагментов — в 3 — 3,5 года.
Анализ результатов: совершает целенаправленные действия; соединяет части без анализа полученного целого; прикладывание с разворотами; зрительное соотношение частей без прикладывания.
Игра знакомит с предметами окружающего мира, которые встречаются дома и на улице, развивает зрительное восприятие, мелкую моторику рук и координацию движений.
Ребенок учится находить недостающие детали, складывать из частей целое изображение. Продолжительность игры зависит от интереса ребенка (10-15 минут).
Цель игры: познакомить ребенка с окружающими предметами, научить складывать целое изображение из двух частей.
Ход игры: Разложите разобранные картинки изображением вверх. Возьмите одну деталь и спросите, что на ней нарисовано. Предложите ребенку найти недостающую половинку.
Сложите две детали вместе - они должны плотно соединиться в целое изображение. Пусть ребенок найдет и сложит все пары карточек. После игры можно спросить у него, как называется тот или иной предмет, для чего он нужен.
Серия сюжетных картинок. Цель – выявление уровня развития наглядного и логического мышления.
Методика направлена на исследование мыслительных процессов, сообразительности, умения проанализировать изображенные на картинке (картинках) события, выделить существенные моменты, смысл ситуации, сделать выводы, установить пространственно-временные и причинно-следственные отношения.
Обращается внимание на умение ребенка построить связный и логически последовательный рассказ, отмечается эмоциональное отношение к картинке (картинкам).
Кроме того, учитываются виды помощи, оказываемой ребенку во время выполнения заданий.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением последовательных событий.
Процедура выполнения: перед ребенком раскладывают картинки в случайном порядке и предлагают разложить их так, чтобы получился рассказ. Инструкция: "Разложи картинки по порядку и составь по ним рассказ".
В том случае, если ребенок разложил серию неправильно, следует попытаться, задавая наводящие вопросы, довести до его понимания предложенный сюжет.
Если такая помощь не привела к успеху, можно попробовать начать рассказывать, иногда в процессе рассказа испытуемый находит и исправляет ошибки.
Если ребенок не может разобраться в последовательности картинок, следует предложить ему серию картинок, уже разложенных в нужной последовательности.
Если ребенок обнаруживает полное непонимание сюжета, после оказания ему помощи следует прекратить выполнение задания. Анализ результатов выполнения:
4 балла - дети способны правильно установить последовательность событий, выявить причинно-следственные связи и составить рассказ;
3 балла - дети испытывают затруднения при составлении рассказа по самостоятельно правильно разложенной серии последовательных картинок, предпочитая вопросно-ответную форму.
Иногда нуждаются в помощи и при раскладывании картинок в правильной последовательности;
2 балла - дети передают содержание отдельной сюжетной картинки. Чаще воспринимают ее фрагментарно, просто перечисляя изображенные предметы и не связывая их единым сюжетом. Понимание скрытого смысла сюжетных картинок затруднено. Оказание помощи не эффективно;
1 балл - ребенок не понял смысла задания.
В зависимости от результатов, полученных с использованием вышеперечисленных методик, получается следующее распределение детей по уровням, предложенными Е.Л. Щепко:
26 % детей можно отнести к первому уровню - дети осуществляют «действия по подражанию».
Ведущая психическая функция на нем - восприятие. Познание окружающего мира осуществляется через действия с реальными предметами, которые усваиваются по подражанию. В целом характеризуется следующими особенностями: ребенок мало осознает свои умственные действия, не планирует деятельность, нечетко предвидит ее результат, и не может проанализировать условия, необходимые для решения той или иной познавательной задачи и оценить итог своей деятельности, поскольку сама познавательная задача на этом уровне не выделяется. Ребенка привлекает сам процесс деятельности.
74 % детей можно отнести ко второму уровню - дети осуществляют деятельность на уровне «проб и ошибок».
Ведущая психическая функция на нем - память. Поскольку ведущая деятельность в этот период является игра, ребенок именно в ней воспроизводит имеющиеся у него знания об объектах действительности. Ребенок частично осознает свои умственные действия, и, соответственно, может планировать деятельность и осуществлять ее в соответствии с замыслом, но анализ условий еще недостаточен, поэтому для достижения цели ребенок совершает различные пробы. На этом этапе наиболее значимым для ребенка становиться результат деятельности. Если он достигнут, ребенок вполне удовлетворен.
Таким образом видно, что большинство исследуемых мало осознают свои умственные действия, не планируют деятельность, нечетко предвидят ее результат, и не могут проанализировать условия, необходимые для решения той или иной познавательной задачи и оценить итог своей деятельности, поскольку сама познавательная задача на этом уровне не выделяется.
Детей привлекает сам процесс деятельности. Некоторые, из числа детей с умеренной умственной отсталостью частично осознают свои умственные действия, и, соответственно, могут планировать деятельность и осуществлять ее в соответствии с замыслом, но анализ условий еще недостаточен, поэтому для достижения цели ребенок совершает различные пробы.
На этом этапе наиболее значимым для ребенка становиться результат деятельности. Если он достигнут, ребенок вполне удовлетворен.
Список литературы
1. Маллер А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – М.: Издательский центр «Академии», 2010. 208 с.
2. Назарова Н.М. Специальная педагогика. – М.: Академия, 2010. 356с.
3. Ростовых Е.И. Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья // V Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» 15 февраля – 31 марта 2013 года
4. Фатихова Л.Ф. Диагностика социального интеллекта детей с отклонениями в развитии. // Научное творчество XXI века: материалы II Всероссийской научной конференции. – Красноярск. – 2010. № 4 (10). Часть 8. – С. 82-84.
Составление и анализ перспективного плана формирование конкретной игры детей с ОВЗ
При составлении перспективного плана учитывались следующие признаки, обусловленные особенностями детей с ОВЗ:
· обучение ребенка должно содержать специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;
· использование специальных методов, приемов и средств обучения, обеспечивающих реализацию "обходных путей" обучения;
· процесс обучения индивидуализирован в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка.
В перспективном плане отражены базовой программы, при этом их содержание выстраивается в новой логике: включает два компонента: "академический" и формирование жизненной компетенции, что представляется целесообразным для образования любого ребенка, и совершенно необходимым для ребенка с ОВЗ.
В названии каждой содержательной области образования отражаются обе, неотъемлемые и взаимодополняющие, стороны образовательного процесса:
· речевое развитие - речевая практика,
· ФЭМП - практика применения математических знаний;
· мир природы - практика взаимодействия с окружающим миром;
· самопознание - практика личного взаимодействия с людьми;
· социальное развитие - практика жизни в социуме.
Соотношение компонентов жизненной компетенции и академического варьируется и отражает представление о возможностях и ограничениях дошкольника с особыми образовательными потребностями. Обучение детей осуществляется "по спирали", т.е. с повтором ранее изученного материала с постепенным "наращиванием" нового.
Специфика перспективного планирования образовательной работы в группах для детей с ОВЗ заключается в том, что основой коррекционной работы является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала, а основной принцип организации работы - принцип комплексности (взаимодействие специалистов).
Перспективный план сюжетной игры «Дочки-матери» на 1 квартал в работе с детьми с ОВЗ на 2 этапе обучения в условиях детского дома.
Сентябрь.
«У нас в гостях кукла Катя». Цель. Продолжать знакомить детей с куклой, вызывать интерес к ней, желание играть.
Дать образец несложных игровых действий с куклой, стимулировать сопровождение их речью. Воспитывать у детей интерес к предметно – игровым действиям.
«Кукла Катя хочет спать». Цель. Продолжать учить детей воссоздавать в игре логическую цепочку игровых действий: раздеть куклу, сложить ее одежду на стульчик, приготовить ей постель.
Уточнить цепочку игровых действий: положить матрац на кровать, застелить простынкой, положить подушку, уложить куклу головой на подушку, накрыть одеялом.
Продолжать учить детей выполнять игровые действия по подражанию действиям взрослого.
Стимулировать и поощрять речевую активность детей в процессе игры. Активизировать речь детей: раздеваться, постель, подушка, одеяло, простынка, платье, рубашка, колготы, майка, трусики, сандалики. Учить ласково обращаться с куклой, обращаться к ней как к дочке.
«Кукла Катя проснулась». Цель. Продолжать учить детей воссоздавать в игре логическую цепочку игровых действий: одевание куклы, уборка постели.
Побуждать детей произносить слова, обозначающие названия одежды и выполнять действия с разными предметами одежды, постельными принадлежностями (расправить простынку, сложить одеяло, надеть платье, рубашку).
Стимулировать и поощрять речевую активность в процессе игры. Активизировать речь детей: одеваться, постель, подушка, одеяло, простынка, платье.
Продолжать воспитывать бережное отношение и ласковое обращение с куклой.
«Завтрак куклы Кати». Цель. Продолжать учить детей воссоздавать в игре логическую цепочку игровых действий: кукла проснулась, умылась, напилась чаю.
Закрепить с детьми название и назначение посуды: чайник, сахарница, хлебница…
Поощрять желание детей самостоятельно играть в знакомую игру. Развивать у детей желание ежедневно заботиться о кукле. Воспитывать желание детей играть с куклой длительное время.
Октябрь.
«Дочка проснулась». Цель. Продолжать учить детей воссоздавать в игре логическую цепочку игровых действий: одевание, расчесывание и умывание куклы, уборка постели, сервировка стола к завтраку кукольной посудой.
Продолжать учить детей выполнять игровые действия по подражанию действиям взрослого.
Формировать у детей представления об отражаемой области действительности, пригодные для игры.
Способствовать переносу усвоенных действий в самостоятельные игры.
Стимулировать и поощрять речевую активность в процессе игры. Активизировать речь детей: одеваться, постель, подушка, одеяло, простынка, платье, рубашка, колготы, расческа и т. п. Воспитывать у детей заботливое отношение к кукле.
«Прогулка малышей». Цель. Развивать интерес детей к сюжетно-ролевым играм, их стремление играть вместе со взрослыми и другими детьми.
Продолжать учить детей играть с куклой: одевать куклу на прогулку. Учить детей адекватно, в соответствии с функциональным назначением использовать простые игрушки: коляски для кукол. Закреплять умение детей возить куклу в коляске, укачивать ее. Воспитывать у детей заботливое отношение к кукле.
«Купание малышей-голышей». Цель. Продолжать учить детей воссоздавать в игре логическую цепочку игровых действий: мытье кукол, их раздевание и одевание; сопровождать действия речью (мимикой, жестами). Продолжать учить детей использовать в игре предметы-заместители и воображаемые предметы; отвечать на вопросы по поводу предмета и действий с ним.
Стимулировать и поощрять речевую активность в процессе игры. Формировать элементарное умение передавать отношение к кукле как к ребенку: выражать ласку, понимать ее состояние (холодно и т. п.). Воспитывать у детей заботливое отношение к кукле.
«День рождения медвежонка». Цель. Расширять круг действий детей с образными игрушками, с куклой. Продолжать учить детей воссоздавать в игре логическую цепочку игровых действий: сервировка стола кукольной посудой, ожидание гостей, подготовка подарков для именинника; обогащать содержание игры. Продолжать учить детей использовать в игре предметы-заместители и воображаемые предметы; отвечать на вопросы по поводу предмета и действий с ним. Способствовать объединению детей для совместных игр.
«Оденем дочку на прогулку». Цель. Продолжать развивать интерес детей к сюжетно-ролевым играм, их стремление играть вместе со взрослыми и другими детьми.
Продолжать учить детей играть с куклой: одевать куклу на прогулку в соответствии с сезоном года.
Побуждать детей произносить слова, обозначающие названия одежды и выполнять действия с разными предметами одежды. Продолжать учить детей выполнять игровые действия вместе со взрослым, по подражанию действиям взрослого.
Продолжать воспитывать бережное отношение и ласковое обращение с куклой.
Ноябрь.
«Научим кукол раздеваться после прогулки». Цель. Продолжать учить детей воссоздавать в игре логическую цепочку игровых действий: раздевание, расчесывание и умывание куклы. Продолжать учить детей выполнять игровые действия по подражанию действиям взрослого; использовать в игре предметы-заместители. Формировать у детей представления об отражаемой области действительности, пригодные для игры.
Способствовать переносу усвоенных действий в самостоятельные игры.
Стимулировать и поощрять речевую активность в процессе игры. Активизировать речь детей: раздеваться, шарфик, шуба, сапожки, сандалики, расческа и т. п. Воспитывать у детей заботливое отношение к кукле.
Предложенный «Перспективный план» может быть использован при составлении учителями начальных классов, учителями-логопедами перспективного планирования работы по развитию речи на групповых и индивидуальных занятиях, маршрута индивидуального сопровождения ребёнка, имеющего ОВЗ.
Список литературы
1. Арсентьева Ж. В. Подвижные игры и их коррекционная роль в воспитании детей с ОВЗ // Педагогика и современность. №2, 2012 г., с. 162-166
2. Арсентьева Ж. В. Использование дидактических игр и игровых упражнений на занятиях для детей с ОВЗ // Педагогика и современность. №1, 2013 г., с. 43-46
Подготовка обзора статей из журнала «Игра и дети» по вопросам формирования игровой деятельности детей с ОВЗ
На страницах журнала авторы предлагают практические материалы, связанные с игровой деятельностью, которые полезны не только педагогам дошкольных учреждений, дополнительного образования, но и родителям и конечно же детям. Это конспекты открытых занятий, сценарии бесед, утренников, домашних праздников, авторские и адаптированные под определенные педагогические задачи уже известные игры, игры народов мира, игры наших предков и игры, созданные на основе новейших технологий. Журнал является своеобразным гидом в игровой деятельности.
Например, статья «Игровые психологические занятия в лекотеке для дошкольников с ранним детским аутизмом» психолога и логопеда «Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних города Тулы» Ладонкиной Елизаветы Валентиновны рассказывает о том, что такое лекотека, какую деятельность осуществляет «социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» города Тулы. Цели лекотеки:
-создание благоприятных условий для развития личности ребенка;
-психологическая поддержка семьи малыша с нарушениями развития;
-помощь в адаптации ребенка в семье и других социальных группах.
Задачи лекотеки: клинико – психолого-педагогическое обследование детей и родительско-детских отношений; консультирование родителей по вопросам воспитания и развития ребенка; помощь в личностно-социальном развитии малыша; нормализация родительско-детских отношений; помощь семье в адаптации к инвалидности ребенка и преодолении психологических проблем, связанных с этим.
Игра – основная деятельность ребенка, поддерживаемая лекотекой. Занятия в лекотеке в центре проводятся в индивидуальной и групповой форме. Группы формируются с учетом уровня развития ребенка, его возраста и интересов. Поскольку в центре наблюдаются дети с различными нарушениями, исходя из диагноза и определяемых им задач развития, строится групповая работа в лекотеке.
Для дошкольников с аутизмом специфика занятий состоит в следующем: активно используется музыка, песни. Дети с аутизмом или избегают ярких слуховых стимулов (тогда занятие полезно для адаптации, привыканию к музыке) или наоборот, очень любят слушать песни (в этом случае музыка используется, чтобы вызвать положительные эмоции ребенка на занятии). Также, следующие постоянно в одном и том же порядке песни позволяют ребенку предвосхищать деятельность, устраняют страх неопределенности и дают ему знак, что будет в данный момент.
Важна повторяемость заданий, поскольку привыкание детей к новой обстановке, коллективу, атмосфере занятия может длиться достаточно долго.
В силу отсутствия или отставания игровой деятельности от нормы у многих аутичных детей, в рамках занятий начинают учить простым играм с предметами: игры с мячом, с куклами, плюшевыми игрушками. Через игровые действия ребенок усваивает социально-бытовые нормы.
Занятия проводятся в просторном кабинете, оформленном и оснащенном для игровых занятий. Яркие рисунки на стенах, детская мебель, большое количество игрушек не будут ассоциироваться с опасностью, со строгими занятиями и он легче адаптируется.
Очень важно присутствие мамы или другого взрослого, знакомого ребенку. Помимо того, что на занятии родители и ребенок учатся взаимодействию друг с другом, близкий человек для ребенка человек в незнакомой обстановке создаст чувство защищенности, ребенок будет более спокойным и лучше адаптируется. Аутичные дети на первых занятиях лучше повторяют за мамой, чем за психологом. И нельзя забывать, что именно родители все знают о своем ребенке и готовы поделится информацией об интересах, склонностях, привычках - обо всем, что поможет специалисту наладить контакт с ребенком.
Не директивная форма занятий также более всего подходит детям с аутизмом: психологу легче установить контакт, следуя за ребенком и его интересами. А лекотека дает для этого много возможностей: среди большого количества игрушек каждый из этих детей находит интересную ему игрушку. Чаще всего это музыкальные игрушки, музыкальные инструменты, машины (особенно большого размера), кукольный дом, конструктор, вкладыши, наборы доктора и парикмахера и т.д. Задача психолога – увидеть этот интерес и показать ребенку, как играть с понравившейся ему игрушкой.
Если игровое занятие в групповой форме, то на занятии присутствуют не более четырех детей в сопровождении родителей. Группа не обязательно формируется только с диагнозом аутизм, также хорошо в этой группе занимаются дети с синдромом дауна и с умственной отсталостью. Но есть вероятность, что дети с другими нарушениями могут копировать поведение ребят с аутизмом. В свою очередь, дети с РДА, попадая в коллектив детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, начинают подражать их походке и другим двигательным особенностям. Поэтому, специалисту очень важно правильно скомпоновать группу для эффективных занятий.
Помимо игр с предметами, на занятиях обязательно используются игры для взаимодействия мамы с ребенком (Например, «Прятки»). В данном направлении много игр можно выбрать из книги Сары Ньюмен «Игры с особым ребенком».
Обязательно добавляются игры на взаимодействие с другими детьми – дети учатся кидать друг другу мячик, вместе бежать по кругу, сначала держать за обруч, а потом и за руки, водят с куклой хоровод и т.д. Подобные игры можно почерпнуть из книг: А.А. Катаева, Е.А. Стребелева, «Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии» и Е.А. Янушко, «Игры с аутичным ребенком».
Приводится также конспект группового психологического занятия в лекотеке для детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом.
Стоит обратить внимание и на статью учителя-дефектолога Мерзлякова Т.В. и педагога-психолога Мальцева Е.И. из детского сада № 2 «Сказка» Московской области – «Конспект комплексного занятия с драматизацией по развитию математических представлений для детей с ОВЗ (по мотивам сказки Сутеева В. «Разные колеса»)». Программное содержание.
1. Закрепить знания детей о геометрических фигурах.
2. Учить выделять и называть свойства предметов (размер, вес, цвет, форму).
3. Учить правильно называть цвета и оттенки.
4. Закрепить порядковый счет в пределах четырех.
5. Учить пользоваться алгоритмом.
6. Воспитывать дружеские взаимоотношения, учить взаимодействовать во время игры – драматизации.
7. Способствовать развитию положительных эмоций.
Оборудование и дидактический материал. Имитация лесной поляны: пеньки, около пеньков мешки разных размеров, «колеса» различные по форме.
Шапочки животных: еж, волк, лиса, медведь, заяц, сорока. Алгоритм с изображением разноцветных кружков для каждого ребенка.
Список литературы
Составление подборки игр на развитие конструктивных умений
Особое место в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности, имеют настольно-печатные игры (разрезные картинки, пазлы, лото, домино; карточки, предназначенные для классификации, выкладывания последовательностей и др.). Сюда же можно отнести и конструкторы. Эта игра не только увлекательна, но и весьма полезна. Когда малыш строит, он ориентируется на некоторый образ, поэтому конструирование развивает образное мышление и воображение. Конструируя что-то, т.е. соединяя части друг с другом, ребенок подстраивает свою руку к деталям конструктора, благодаря чему развивается ручная ловкость и мелкая моторика. Кроме того, добиваясь определенного результата, он развивает целенаправленность собственных действий.
Причем следует отметить, что игры с разнообразным строительным материалом полезны как мальчикам, так и девочкам.
Различные варианты замечательного конструктора "Лего", гибкий конструктор "Такеши", разные виды "строительного материала" - все они, безусловно, полезны для детей, если позволяют самостоятельно создавать разные постройки и конструкции. Особенно важно при этом, чтобы созданные малышом постройки были впоследствии включены в игры с куклами или с друзьями.
Для игр можно использовать и бытовые предметы, например, прищепки:
· Прикрепите прищепки к одежде малыша, попросите его снять их.
· Вырежьте из картона зелёный треугольник, предложите ребенку надеть ёлочке "иголочки", вырежете солнышко, предложите добавить лучики.
· Прищепки можно цеплять к подходящим пластиковым мискам, банкам, стаканам, металлическим банкам от кофе, сушилкам для белья.
· Натяните веревку, повесьте кукольную одежду, платочки, закрепите их прищепками.
· К палочке привяжите шнурок с магнитом на конце или купите игрушечную удочку. Налейте в тазик воду, бросьте в нее прищепки и ловите их магнитом.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Цель игры: на ощупь найти фигуру для постройки, которая указана на схеме или выбрать в мешочке предмет определённой формы, сравнить несколько предметов, определить, в чём различия, где можно использовать и т.п. Так, сравнивая шар и куб, дети узнают, что у куба есть углы, которые делают эту фигуру устойчивой, на неё можно поставить другую деталь, а на шар нельзя, но зато куб трудно прокатить, а шар можно катать и его часто используют в украшении фасадов зданий. Например, в Санкт-Петербурге есть много скульптур львов с шаром. Как вы думаете, зачем у льва под лапой шар? …
По легенде: лев символизирует стражей города. Если лев начнёт засыпать, шар из-под лапы покатиться - лев проснется и опасность для города исчезнет.
Таким образом, в данной игре кроме задач конструктивной деятельности решаются задачи познавательно-исследовательской и коммуникативной деятельности, математического развития, формирования целостной картины мира.
Читая и разучивая стихи и сказки о геометрических фигурах и телах, конструирование тесно связанно с образовательной областью «Коммуникация». Например, с помощью блоков Дьенеша, после чтения сказки «Три поросёнка», предлагаем построить 3 домика из разных материалов как в сказке и посмотреть, почему же 2 домика развалились, а один был очень прочным. Предложить детям зарисовать свои постройки или придумать схему постройки своего домика для поросят.
Проведение викторин «Угадай словечко» с использованием загадок о геометрических фигурах и телах, составление описательных рассказов о своей постройке также тесно связывает коммуникативную деятельность детей с конструктивной.
Дошкольники с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью... Это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний.
Дидактическое упражнение «Дорисуй фигуру», позволяет развивать ориентировку на плоскости, дети выкладывая по контуру мелкими предметами, рисуя песком, подготавливаются к решению задач конструирования. Также подготовительным этапом конструктивной деятельности является выкладывание по контуру бросовым материалом: дети рисуют пальчиком, например, прямоугольник, цветными крышками выкладывают стороны прямоугольника, считают, сколько крышек в каждой стороне и сравнивают длины сторон.
Дидактическая игра «Телеграф». Дети встают друг за другом, последний рисует на спине предыдущего загаданную геометрическую фигуру, следующий предыдущему и т.д. до первого, который в свою очередь рисует фигуру на песке, или выбирает её из предложенных и ставит первой и т.д.
Дидактическое упражнение «Узор в геометрических фигурах», учит подбирать одинаковые предметы и располагать их в соответствии с количеством сторон, углов, …
В дидактическом упражнении «Чудесные раскопки» ребёнок с помощью широкой кисти ищет заранее спрятанные геометрические фигуры, затем составляет из них на песке свой рисунок или выполняет задание воспитателя – закончи цепочку.
Сейчас есть большое количество разных видов кубиков, среди которых есть и традиционные деревянные, и пластиковые, и даже кубики из мягких материалов. Пластмассовые и мягкие кубики наиболее безопасны, однако поверхность не покрытых лаком кубиков лучше стимулирует развитие тактильных ощущений. Простые кубики можно предложить малышу еще до года, а к полутора годам - строительный набор из конусов, пирамидок, брусков и т.п. Такой набор с большим количеством деталей будет интересен ребенку на протяжении всего дошкольного периода. Из них можно конструировать башенки, строить дома, возводить крепостные стены. Кубики можно использовать в качестве груза для перевозки в машине и даже для формирования элементарных математических представлений. "Возьми два кубика, поставь один на другой, еще один поставь рядом с нижним кубиком", - вот пример простой развивающей игры с ребенком.
Разнообразные конструкторы также хорошо дополнить небольшими, удобными для ручки ребенка фигурками людей и животных. В последнее время в продаже появляется все больше тематических наборов для конструирования. Они включают как детали для конструирования, так и фигурки животных, человечков или растений. Такие наборы дают возможность моделировать ту или иную среду: зоопарк, теремок, фермерское хозяйство, замок. Часто такие игрушки имеют очень ограниченные возможности непосредственно для конструирования, однако они открывают богатые возможности для игры. Куколки и животные небольших, удобных для ребенка размеров позволяют разыгрывать разнообразные сюжеты: сказочные, бытовые, виденные на улице и дома или самостоятельно придуманные.
В настоящее время производится огромное количество самых разнообразных детских паззлов. Детские паззлы не должны состоять из огромного количества элементов, чтобы сбор картинки не стал непосильной задачей и не наскучил малышу. Самые первые паззлы должны содержать максимум 6 достаточно крупных элементов. Лучше, если они будут выкладываться в рамке-планшете, которая послужит подсказкой ребенку в процессе игры. Так, бывают даже паззлы для самых маленьких, состоящие всего из двух частей. Лучший паззл для совсем маленького ребенка – это разрезная картинка. Элементы у разрезных картинок очень крупные, традиционные пазловые замочки отсутствуют, потому что маленьким детишкам трудно с ними справляться. К 2,5-3 годам многие детки, которые рано начали собирать разрезные картинки, осваивают паззлы из 24 элементов. Детали детских паззлов должны быть крупными, чтобы собирать было легко, и чтобы малыш не мог их проглотить. Изображения на детских паззлах должны иметь четкие контуры, цвета должны быть яркими. Лучший рисунок для детского паззла - сцены из любимых сказок и мультфильмов.
"Паззловое" соединение дает возможность самоконтроля: угадал логическую последовательность и выбрал правильный вариант - элемент встал на место. Также бывают паззлы-книги. На страницах картонной книжки - сказка, а иллюстрации к ней ребенок будет собирать сам. Такие пособия позволят совершенствовать на только сенсомоторную сферу, но и связную речь ребенка с ОВЗ.
Игры-мозаики. Построение изображения из мозаики, в отличие от рисования, требует большего количества времени и необходимости долго удерживать в сознании образ. Кроме того, мозаика - это особый вид познавательной деятельности, ведь она еще более символична, чем рисование. По сути она представляет собой точечный рисунок, а “рисование” по точкам требует хорошо развитых, детализированных представлений. Все это говорит в пользу того, что мозаика актуальна для детей, начиная с 3-4, а то и 5 лет. Однако существующее сегодня многообразие мозаик позволяет использовать их с одного-двух лет.
Мозаики для детей до 3 лет, как правило, не имеют поля и представляют собой довольно крупные фигурные фишки до 8 см, соединяющиеся друг с другом прорезями и выступами.
Для малышей в возрасте 1-3 лет хороша мозаика, у которой ножки имеются на поле, а не на фишках. Ближе к 3-м годам малышей начинает интересовать построение изображения.
Около 3-х лет рекомендуется начинать использовать магнитные мозаики. С 3-х лет можно предложить ребенку мозаику с ножкамиОсобую актуальность этот вид мозаики приобретает в возрасте 4-6 лет.
Список литературы
1. Бейли Э. Игры, тесты, лабиринты и задания для девочек: - Питер; 2014 г., 96 стр.
2. Галанов А., Галанова А., Галанова В. Развивающие игры вместе с малышом. От 2 до 3 лет:- Букмастер; 2014 г., 64 стр.
3. Галанов А., Галанова А., Галанова В. Развивающие игры вместе с малышом от рождения до года: - Букмастер; 2014 г., 64 стр.