Экологическое образование детей средней группы
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
2. Экологические проекты как форма образования в средней группе
3. Конспект занятий по экологическому образованию с детьми средней группы «Цветы на подоконнике»
4. Экологические игры для детей средней группы
5. Заключение
Введение
Взаимодействие человека с природой - чрезвычайно актуальная проблема современности. Система непрерывного экологического образования достигла наиболее высокого уровня в своём начальном звене воспитания дошкольников. Экологическое образование дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.
Создание нового отношения человека к природе - задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание, где под воспитанием в широком смысле слова понимается образование, развитие, культура.
Экологические проекты как форма образования в средней группе
Экологическое образование – важный компонент общего образования современного человека. Дошкольные учреждения являются начальным элементом системы экологического воспитания. В условиях пребывания малыша в детском саду удобно организовывать процесс познания различных форм природы.
Целью ориентированного экологического образования для дошколят выступает оформление комплекса практических и научных знаний о мире животных и растений, природных явлениях. У ребенка формируется ответственное отношение к уникальному миру природы, установка на сбережение природных богатств.
В ходе организации процесса экологического образования воспитателями решаются задачи:
· Формирование основ общей экологической культуры индивида.
· Создание базы знаний об окружающем мире, развитие которой продолжится в начальном образовательном учреждении.
· Процесс экологического образования может проводиться в различных формах. Одной из наиболее перспективных на сегодняшний день форм считаются экологические проекты.
Их отличительная особенность – непременное проведение исследования, а также активное вовлечение всех участников в его процесс.
При подготовке и реализации проекта экологической направленности предлагается принимать во внимание возраст детей, их подготовленность к планируемой деятельности, общий план воспитательной работы конкретного дошкольного учреждения. По продолжительности экологические проекты разделяются на:
· Краткосрочные – период их реализации может длиться от трех дней до недели.
· Среднесрочные – рассчитанные на срок от одного месяца до трех.
· Долгосрочные – укладывающиеся по продолжительности в один год.
Более длительные проекты для детского сада планировать неразумно. Уровень руководства действиями детей, степень внимания к выполнению заданий различается для возрастных групп. Дети средней группы все мероприятия выполняют только под контролем и с непосредственной помощью воспитателя. При работе с ними используются самые простые и понятные формы заданий. Основные активные исследовательские методы, которые могут применяться при реализации экологического проекта на уровне детского сада:
· Наблюдение.
· Эксперимент.
Обобщение и оформление (изложение) результатов исследований производится через:
· Тематические рисунки.
· Составление рассказов.
· Подбор загадок, пословиц и поговорок по тематике.
· Составление мини-книжки.
· Составление фотоотчета (с помощью родителей).
Реализация подобных проектов зачастую производится в три этапа. Подготовительный. В ходе подготовки проекта определяется его тема, оценивается доступность исследования этой темы, определяется так называемый полигон – территория с природными объектами, участвующими в наблюдении и эксперименте. Далее определяется цель проекта, выделяются задачи, производится подбор методов проведения исследования. Одновременно проводится разъяснительная и организаторская работа с воспитателями, родителями и самими детьми.
Исследовательский. Процесс исследования производится согласно разработанному плану. В плане расписывается последовательность исследовательских событий и обсуждение их результатов на занятиях в группах. Все совершающиеся мероприятия проекта должны отражаться наглядно: в рисунках, поделках, чтении и обсуждении тематических рассказов, составлении рассказов и размещении их в стенгазете или иной форме.
Завершающий. Весь комплекс действий завершается анализом результатов. Результаты в различных формах представляются на итоговом мероприятии, например, Празднике Лета, или Дне птиц.
Дети средней группы способны принять участие в проектах: «Маленькие огородники», «Наши младшие друзья». Здесь проводятся наблюдения за домашними животными, и организуются эксперименты с огородными растениями.
Конспект занятий по экологическому образованию с детьми средней группы «Цветы на подоконнике»
Образовательные задачи: учить детей сравнивать растения, находить сходство различие во внешних признаках; учить правильно называть цветы, сравнивать их по - внешнему виду; учить детей составлять короткий рассказ по вопросам воспитателя по опорной схеме; учить быть любознательными и наблюдательными.
Развивающие задачи: развивать интерес к развитию и росту растений; развивать монологическую речь; развивать желание ухаживать за растениями.
Воспитательные задачи: воспитывать в детях чувство прекрасного; воспитывать желание ухаживать за растениями, относиться к ним с любовью и нежностью.
Словарная работа: декабрист, фиалка, герань, огонёк.
Оборудование. Комнатные растения: герань, фиалка, огонёк, декабрист; иллюстрации, карточки - схемы «Что необходимо растениям для роста»; игрушка «цветок»
Необходимо заранее подготовить, помыть комнатные растения. Ход занятия:
- Ребята, посмотрите на эти фотографии (групповая комната детского сада с растениями и без них).
- Какая фотография вам больше нравится?
- Почему? (ответы детей)
- Как хорошо, что вам понравилась именно та комната, где много красивых растений.
- А вы видели такие растения у нас в группе? (Видели).
- А вы видели такие же растения на улице? (нет).
- Правильно, ребята. Такие растения живут только в помещении, в детском саду или дома, поэтому их называют комнатные растения.
- Ребята, найдите в нашей группе такие же растения (дети находят растения по образцу на фотографии).
- Вы знаете, как называются эти растения? (Фиалка, герань, огонёк)
- Рома, покажи огонёк тем детям, которые ещё не знают его и т. д.
(Дети по очереди показывают несколько растений, которые уже знают).
- А теперь я познакомлю вас с растением, которые вы не знаете (воспитатель показывает декабрист.)
- Ребята, эти растения чем- то похожи друг на друга? (Да, у них есть листья, они зелёные, у них есть корни, они держатся корнями в земле и т д.)
- А чем растения отличаются? Как нам запомнить, какое растение как называется и не путать их? (У огонька красные цветы, у герани тоже красные цветы, у фиалки розовые цветы, у декабриста на листьях бугорки, у огонька стебель длинный, а у фиалки его не видно и т. д.).
- А теперь поиграем в игру «Найди такое же растение ». (Воспитатель показывает фотографии отдельных растений, дети по характерным признакам находят такое же и рассказывают, как они догадались, по каким характерным признакам).
- Ребята, вам все растения нравятся? (Да)
- Но все равно, какое- то растение, я знаю, вам нравится больше всех.
Подойдите к тому растению, которое вам больше всего понравилось (дети выбирают растение, подходят к нему) .
- Спросите у своего любимого растения шёпотом, чтобы только оно услышало, хорошо ему живётся в нашей группе? (Дети разговаривают с растениями).
В этот момент воспитатель нажимает на игрушку «цветок» (сюрприз) и он говорит
- Я люблю вас
- Что ответили вам ваши растения? (Им нравится в нашей группе) .
- Молодцы, ребята. Это вы так хорошо ухаживаете за растениями: поливаете их, рыхлите почву, протираете пыль, и поэтому растениям нравится жить в нашей группе.
(Воспитатель выкладывает схему, без чего растения не могут жить) .
Игра «Что растениям необходимо для роста». (Дети выбирают необходимые карточки).
- Правильно, ребята. Лейкой мы поливаем растения. Без солнечного тепла и света растения не растут. Растениям нужен воздух. И обязательно им нужна наша забота, нежность и любовь.
- Ребята, а вы хотели бы быть красивыми комнатными растениями? (Да).
Психогимнастика «Я растение». (Дети закрывают глаза). Представь, что ты маленькое растение. Тебя посадили в тёплую, чёрную землю. Ты ещё маленький росток, совсем слабый, хрупкий, беззащитный. Но вот чьи- то добрые руки поливают тебя, вытирают пыль, рыхлят землю, чтобы твои корни дышали. Ты начинаешь расти. Твои листики подросли, стебель становится крепким, ты тянешься к свету. Тебе так хорошо жить на подоконнике рядом с другими красивыми цветами.
- Откройте глаза. Вам нравилось быть растениями? А почему? (За ними ухаживали, поливали, рыхлили и т. д.) .
- То же самое чувствуют наши растения на подоконнике. Мы каждый день будем ухаживать за цветами, им будет очень приятно жить в нашей группе. Мы будем у них спрашивать: «Хорошо ли вы себя чувствуете?»
Экологические игры для детей средней группы
Игры по экологии для детей дошкольного возраста могут иметь сюжет, роли, правила, а могут и содержать только задание. Есть игры, где действия играющих обусловлены текстом, определяющим их характер действий и последовательность.
В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. В дидактических предметных играх используются различные предметы природы (листья, фрукты, овощи и др.). В таких играх уточняются, конкретизируются и обобщаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы.
Дидактические настольно-печатные игры помогают детям систематизировать и классифицировать знания о растениях, животных и явлениях неживой природы.
Дидактические словесные игры проводятся, как правило, для закрепления знаний детей о свойствах и признаках тех или иных предметов окружающего мира.
Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. В некоторых отражаются явления неживой природы.
Большое значение для развития детей имеют творческие игры, связанные с природой. В них дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе занятий и в повседневной жизни. А игровые упражнения направлены на закрепление полученных знаний. Многие упражнения имеют сюжетный характер. Это делает их интересными для детей.
Развлечения типа игры-забавы, игры-соревнования, хороводы в условиях природы родного края помогают углублять нравственное и эстетическое чувство детей. Для того чтобы дети не переутомлялись, есть малоподвижные игры.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на ребенка, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие качества. Через игру дети теснее соприкасаются с природой. Они учатся ее любить, бережно к ней относиться.
Игра «Чудесный мешочек». Цель игры: учить детей на ощупать узнавать овощ и правильно их называть, развивать речь детей.
Ход игры: отгадывать знакомый предмет на ощупь. Предмет из мешочка достать и показать можно только после того, как рассказано о нем; мешочек не открывается, если предмет не узнан по описанию, неправильно назван.
Подвижная игра «Воробушки и кот». Дети-воробушки прячутся в свои гнездышки (за линию, в кружки, нарисованные на земле) на одной стороне площадки. На другой стороне площадки греется на солнышке кот. Как только кот задремлет, воробушки вылетают на дорогу, перелетают с места на место, ищут крошки, зернышки (дети приседают, стучат пальцами по коленям, как будто клюют). Но вот просыпается кот, мяукает и бежит за воробушками, которые улетают в свои гнёзда. Сначала роль кота исполняет воспитатель, а затем кто-нибудь из детей.
Заключение
Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности.
Организация и создание в ДОУ полноценной эколого-развивающей среды (различных «экологических пространств») – важнейшее обстоятельство в осуществлении воспитательно-образовательной работы с дошкольниками и их родителями. Задачи данного направления:
· развитие умений правильно взаимодействовать с природой;
· формирование знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие);
· формирование представлений о причинно-следственных связях внутри природного комплекса;
· развитие эмоционально-доброжелательного отношения к живым объектам природы в процессе общения с ними;
· развитие осознанного отношения к себе, как к активному субъекту окружающего мира.
Список литературы
1. Лисеев И. Философские обоснования экологического образования в эпоху нанотехнологий: - Канон +; 2014 г., 328 стр.
2. Лыкова И., Рыжова Н. Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду: - Цветной мир; 2012 г., 144 стр.
3. Николаева С. Методика экологического воспитания дошкольников: - Академия; 2012 г., 224 стр.
4. Николаева С. Теория и методика экологического образования дошкольников: - Академия; 2013 г., 272 стр.
5. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада /Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, С.Г. Якобсон; научн. рук. Е.В. Соловьева.– М.: Просвещение, 2011.
6. Серебрякова Т. Экологическое образование в дошкольном возрасте: - Академия; 2011 г., 208 стр.
7. Соломенникова О. Ознакомление с природой. Система работы в средней группе детского сада Мозаика-Синтез, 2012 г.