Характеристика дидактической игры "От зернышка до булочки"
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
3. Дидактическая игра: «От зёрнышка до булочки»
Введение
С помощью игр – занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры.
Дидактическая игра
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры – занятия и дидактические или автодидактические, игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом. Дидактическая игра используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры. Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное и игровое. Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.
Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознании этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если ее правила ими усвоены. Как долго может интересовать ребенка игра, если ее правила и содержание хорошо ему известны? Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. Подтверждением этому могут служить народные игры, правила которых детям известны: "Краски", "Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем", "Наоборот" и др. В каждой такой игре заложен интерес к игровым действиям. Например, в игре "Краски" нужно выбрать какой-либо цвет. Дети обычно выбирают сказочные и любимые цвета: золотой, серебряный. Выбрав цвет, ребенок подходит к водящему и на ухо шепчет ему название краски. "Скачи по дорожке на одной ножке" - говорит водящий тому, кто назвал краску, которой нет среди играющих. Сколько здесь интересных для детей игровых действий! Поэтому дети всегда играют в такие игры. Воспитатель заботится об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у ребят угасает интерес к игре (а это в большей мере относится к настольно- печатным играм), необходимо вместе с ними придумать более сложные правила. Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого. Участие взрослого носит косвенный характер: например, воспитатель, как и все участники игры "лото", получает карточку и старается выполнить задание в срок, радуется, если выиграет, т. е. является равноправным участником игры. Самостоятельно дети могут играть в дидактические игры как на занятиях, так и вне их.
Дидактические игры, особенно в младших возрастных группах, рассматриваются в дошкольной педагогике как метод обучения детей сюжетно – ролевым играм: умение взять на себя определённую роль, выполнить правила игры, развернуть её сюжет. Например, в дидактической игре "Уложи куклу спать" воспитатель учит детей младшей группы последовательности действий в процессе раздевания куклы – аккуратно складывать одежду на стоящий стул, заботливо относиться к кукле, укладывать её спать, петь колыбельные песни. Согласно правилам игры, дети должны отобрать из лежащих предметов только те, которые нужны для сна. Таких игр в младших группах проводится несколько: "День Рождения куклы Кати", "Оденем Катю на прогулку", "Катя обедает", "Купание Кати". Игры с куклами являются эффективным методом обучения детей самостоятельным творческим сюжетно – ролевым играм. Дидактические игры имеют большое значение для обогащения творческих игр и более старших детей. Такие игры, как "Умные машины", "Молочная ферма", "Кому, что нужно для работы", не могут оставить ребят равнодушными, у них появляется желание играть в строителей, хлеборобов, доярок.
Дидактическая игра: «От зёрнышка до булочки»
Для того чтобы дети могли играть в эту игру, необходимо дать детям знания о том, кто и как выращивает хлеб. Для этого рассказывала о труде хлеборобов, читала художественную литературу, рассматривала иллюстрации, беседовали о пословицах и поговорках о хлебе.
Например, почему так говорят: «Хлеб - всему голова», «Будет хлеб, будет и песня».
Вместе с детьми подбирали иллюстрации о хлебном поле весной, летом, осенью; о машинах, которые работают в поле в разное время года, которые помогают людям выпекать хлеб. Затем готовили три большие карточки, на которых изображено поле летом, осенью, весной (их наклеивают на картон) одинакового размера. На меньшие по размеру картонные карточки наклеивали изображения машин, механизмов, используемых хлеборобами в их труде: борона, сеялка и др.; хлебопекарные печи, специальные машины: «Мука», «Хлеб» и другие. Эти карточки также одинакового размера и в равном количестве для каждого сезона года.
После того как наглядные пособия для игры подготовлены, я предложила детям начать игру. Но до ее начала напоминали участникам о труде хлеборобов, читает им стихотворение например, В. Степанова:
ПОЧЕМУ У ПИРОГА ЗАРУМЯНИЛИСЬ БОКА
Снег растает в поле чистом,
Схлынет талая вода —
Побежит за трактористом
Ранним утром борозда.
Выйдут сеялки потом
Засевать поля зерном.
И черны как из печи,
Провожают их грачи.
Чтобы всходы были крепче,
Не напала злая тля,
И удобрит, и подлечит
Летчик с воздуха поля.
Слышен летом до заката
Гул комбайнов у реки,
И везут на элеватор
Урожай грузовики.
Время жаркое — страда — Праздник мирного труда.
Убран хлеб — и тихо стало.
Мелят мельницы зерно.
Поле-полюшко устало
И под снегом спит оно.
Над селом дымки плывут:
Пироги в домах пекут!
Почему у пирога
Зарумянились бока?
Потому что поле летом
Было солнышком согрето.
Потому что
днем весенним,
Летним днем,
Осенним днем
Согреваем землю все мы
И любовью,
И трудом!
Мы вместе с детьми вспоминали рассказы, такие, как «Моя мама пахнет хлебом», «Жатва», «Кто в поле главный».
— А теперь, дети, поиграем в новую игру,— и объясняем правила.— Здесь лежат три карты. Надо выбрать трех бригадиров. Выбираем их считалкой. Каждый бригадир возьмет одну карту по выбору, назовет изображенное на ней время года. Тот, у кого изображено поле весной, будет бригадиром бригады «Зернышко», у кого летнее поле, будет бригадиром бригады «Колосок». А если на карте нарисовано хлебное поле осенью, то как будет называться бригада?
— «Булочка»,— догадывались ребята.
Бригадир выбирает в свою бригаду еще одного играющего. По сигналу водящего (хлопок в ладоши) все бригады должны привести на поле машины, нужные для работы в то время года, которое изображено на картинке.
Мы уточняли, все ли дети поняли правила игры. Подчеркивали, что чья бригада первой закроет клетки возле своего поля, та и выигрывает, она получает картинку. После того как считалочкой выбрали бригадиров и членов бригад, они садятся за стол, на котором лежат большие карты и маленькие картинки. Роль ведущего вначале брал на себя взрослый. Мы подавали сигнал начинать игру. Дети отбирали нужные карточки и закрывали ими пустые клетки. В ходе игры мы выступала и в роли арбитра.
— Бригада «Колосок» первой привела свои машины на поле. Она получает свою картинку,— говорили мы.
Затем происходила замена бригадиров и бригад, и игра повторялась. Анализируя игру, я обязательно подчеркивала, что дети выполняли добросовестно правила игры, дружно играли, радовались победе не только своей бригады, но и других; отмечали тех детей, которые раньше не участвовали в подобных играх, а здесь были активными членами бригады, старались быстро и правильно выполнить задание. В итоге спрашивала:
— Понравилась вам эта игра, ребята? Что больше всего понравилось в игре? Кто из вас лучше справился с заданием и почему?
Список литературы
1. БарчанТ. А.Воздушные шарики. Дидактические игры от 2 до 5 лет: - Карапуз; 2011 г., 16 стр.
2. ВераксаН. Е., ВераксаА. Н.Три медведя. Наглядно-дидактическое пособие для детского сада: - Мозаика-Синтез; 2009 г., 34 стр.
3. ВолочаеваИ. А.Геометрический город. Дидактическая игра. Выпуск 3: - Детство-Пресс; 2011 г., 16 стр.
4. КоноваленкоВ. В., КоноваленкоС. В.Многозначность существительных в русском языке. Карточки и дидактические игры: - Гном; 2012 г., 86 стр.
5. КостинаЭ. П.Музыкально-дидактические игры: - Феникс; 2010 г., 216 стр.
6. ЛыковаИ. А.Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников: - Сфера; 2009 г., 160 стр.
7. НищеваН. В.Подвижные и дидактические игры на прогулке: - Детство-Пресс; 2011 г., 192 стр.
8. ПавловаЛ. Ю.Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. Для работы с детьми 4-7 лет: - Мозаика-Синтез; 2011 г., 80 стр.
9. ЯворскаяО. Н.Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками 7-11 лет: - КАРО; 2010 г., 96 стр.