Использование предметов при проведении общеразвивающих упражнений
Использование предметов при проведении общеразвивающих упражнений (ОРУ).
1. Значение предметов при проведении ОРУ.
2. Характеристика предметов.
3. Методика проведения ОРУ с предметами.
4. Использование предметов в ОРУ в конкретной группе.
Значение предметов при проведении ОРУ. Общеразвивающие упражнения входят в программы всех классов начальной школы.
При обучении детей правильному, глубокому дыханию и при формировании красивой осанки общеразвивающие упражнения незаменимы. Они необходимы для составления комплексов гимнастики до занятий и физкультминуток.
Отличительная особенность общеразвивающих упражнений – их определенное, направленное воздействие как на организм в целом, так и на отдельные группы мышц и суставов. Они также могут быть использованы как профилактические и корригирующие упражнения. Общеразвивающие упражнения содействуют совершенствованию координации движений, сознательному овладению двигательным аппаратом.
Общеразвивающих упражнений очень много. Однако в программе даны лишь основные, имеющие решающее значение для правильного физического развития учащихся. В программе упражнения расположены по анатомическому признаку и признаку однородности. Пользоваться ими нужно не в том порядке, в котором они изложены, а выборочно, имея ввиду воздействие на определенные группы мышц.
Общеразвивающие упражнения следует включать в каждый урок. В комплекс должны входить упражнения для рук, плечевого пояса, ног, туловища и шеи.
В комплекс вначале включают упражнения, требующие большого внимания учащихся, а упражнения значительные по воздействию на организм, даются в конце. При составлении комплексов надо руководствоваться следующими требованиями:
1) упражнения должны быть доступными, необходим последовательный переход от простых к более сложным;
2) нагрузка должна постепенно возрастать;
3) упражнения должны воздействовать на все группы мышц;
4) подбор упражнений должен проводиться по принципу чередования для различных мышечных групп;
5) обязательно должны включаться дыхательные упражнения и упражнения для осанки.
Вновь разучиваемые упражнения включаются в основную часть урока. Хорошо знакомые выполняются во вводной части.
Общеразвивающими упражнениями решаются лишь некоторые части задач уроков физической культуры, и поэтому они должны применяться с учетом всех других упражнений, которые будут выполняться на уроке.
Общеразвивающие упражнения могут служить целям общей подготовки двигательного аппарата к освоению новых, более трудных упражнений, предусмотренных планом урока. В этом случае они будут называться подготовительными.
Нередко общеразвивающими упражнениями достигается выполнение задач специальной подготовки к основным движениям, в этом случае они будут называться подводящими. Все подводящие упражнения характеризуются как сходные по своей структуре с основными движениями. Например, подпрыгивание, взмахи ногами, как при прыжках в длину или высоту, замахи руками и движения туловища, как при метании мяча, имитация движений лыжника и т. д. Как правило, подводящие упражнения проводятся непосредственно перед основными движениями.
В программе все упражнения записаны как гимнастические. При проведении занятий с младшими школьниками, особенно с учащимися первых классов, учитель может облечь их в игровую, имитационную форму. Однако уже в первых классах надо проводить элементарные гимнастические упражнения, требуя от детей правильного выполнения.
При выполнении упражнений с большой амплитудой и на растягивание нельзя допускать резких, сильных, рывковых движений, которые могут повлечь за собой различные болевые ощущения и травмы.
Для создания прочных умений и навыков необходимо частое повторение упражнений. Однако многократное повторение одних и тех же упражнений скучно и неинтересно. Поэтому выполнять их надо в разных вариантах, изменяя исходные положения и направление движения, вводя дополнения, ускоряя темп, увеличивая амплитуду.
На уроках общеразвивающие упражнения могут проводиться при различных построениях (в кругу, в колонне по одному, по два, по три, в разомкнутой шеренге, на месте, и в движении) и с различными предметами (флажками, кубиками, лентами, скакалками, палками, обручами, шестом, мячами и т.д.). эти условия определяются учителем в зависимости от места занятий и подготовленности детей.
Рассмотрим некоторые виды упражнений с предметами.
Упражнения с большими и малыми мячами. Эти упражнения являются общеразвивающими и подготовительными к метаниям. Они способствуют развитию мышц плечевого пояса и рук, координации и точности движений, глазомера, мышечного чувства, силы.
Метания. Метания изучаются во всех классах начальной школы. Являясь ценным прикладным видом физических упражнений, они способствуют укреплению и развитию мышц плечевого пояса, рук, совершенствуют координацию движений и больше, чем в каких – либо других упражнениях, развивают глазомер и меткость.
Поднимание и переноска груза. Поднимание и переноска груза практически необходимы на уроках физической культуры, а также в быту. Задача учителя – научить детей наиболее рациональным способам поднимания и переноски грузов.
На уроках учащиеся организованно переносят и расставляют гимнастические маты, бревна, щиты для метания в цель, стойки для прыжков, мостики и другой инвентарь. Коллективные усилия по переноске снарядов имеют большое воспитательное значение. Чтобы хорошо организовать воспитательный процесс, учителю надо объяснять и демонстрировать (с учениками ) способы переноски.
Как продолжение упражнений с набивными мячами, в старших классах проводится переноска одновременно 2-3 мячей общим весом от 3 до 6 кг на расстояние 10-14 метров. Переноска мячей может практиковаться в играх.
Упражнения с палками. Упражнения с палками способствуют более точной фиксации различных положений рук, туловища, головы и ног, а также лучшему контролю за выполнением движений как со стороны учителя, так и со стороны учащихся.
Упражнения на осанку. Под осанкой принято понимать привычное положение тела. Осанка имеет значение для развития и деятельности организма.
Чтобы достигнуть хороших результатов в формировании осанки, необходимо заботиться о правильном положении тела ребенка, когда он сидит, стоит, ходит; шире использовать физические упражнения, обязательно включать специальные упражнения на осанку в уроки физической культуры, в гимнастику до занятий, физкультминутки, зарядку.
Лазанье и перелазание. Эти упражнения имеют прикладное значение. Они проводятся во всех классах школы. Программой предусмотрено лазанье по гимнастической стенке и гимнастической скамейке, перелазание через невысокие препятствия, лазание по канату.
Упражнение в лазанье и перелазании способствуют развитию ловкости, силы, смелости, выносливости, координации движений, а лазанье по гимнастической стенке и гимнастической скамейке гимнастической скамейке помогает формированию правильной осанки.
Задачи обучения лазанью и перелазанию состоят в том, чтобы научить школьников наиболее удобным и рациональным способам передвижения по гимнастической стенке, скамейке, лестнице и т.д.
Характеристика предметов. Для упражнений используются большие резиновые, надувные (волейбольные, в старших классах футбольные и баскетбольные), набивные мячи (весом до 1 кг), малые резиновые и теннисные.
Набивные мячи, сделанные самими детьми, для первоначального обучения лучше, потому что их легче держать.
Для метания используются мячи, снежки, камешки (на берегу реки), шишки (в лесу), резиновые кольца, деревянные гранаты весом до 250 гр.
Для обучения лазанью и перелазанию используются гимнастическая стенка, скамейки, бревна, канаты, наклонная лестница, конь, бум, плинт и другие снаряды.
Методика проведения общеразвивающих упражнений с предметами. Упражнения с большими и малыми мячами. Упражнения с мячами проводятся с учащимися всех начальных классов школы. Задачи состоят в том, чтобы научить детей различным способам бросания и ловли мячей, правильно и экономно, соразмеряя свои силы с весом мяча, дальностью и высотой его полета, подготовить к упражнениям в метании, обучить взаимным и совместным действиям. В первом классе рекомендуется сначала изучать упражнения с большими мячами, а затем с малыми.
Метания. Метание проводится правой и левой рукой, с места, с шага, с разбега, из различных положений, с постепенным увеличением расстояния до цели.
Задачи обучения: научить метанию легких предметов в цель и на дальность, приступить к обучению метанию способом «из-за спины через плечо».
После изучения и усвоения основных упражнений, учащихся следует познакомить с метанием с трех шагов разбега. Исходное положение – стать лицом по направлению метания, туловище прямое, правая нога впереди на всей ступне, левая на полшага сзади на носке; правая рука согнута в локте, поднята вперед, кисть с мячом на уровне головы, левая рука произвольно. Делая с левой ноги шаг вперед и поворачивая туловище слегка вправо, одновременно опустить правую руку вперед – вниз (разгибая в локте); правая нога сзади на носке, левая рука впереди. Следующий шаг скрестный: правая нога быстро становится вперед левой на внешнюю сторону ступни носком вправо (от направления метания), правая рука отводится вправо - назад, туловище поворачивается вправо. Третий шаг – левой ногой вперед. На этом разбег заканчивается и выполняется бросок так же, как и с места.
Вначале разбег с трех шагов изучается без мяча, по разделениям, потом по разделениям и с броском, затем слитно, но медленно. По мере освоения разбег выполняется быстро, с мячом и с метанием.
При метании в цель желательно иметь как можно больше мишеней (целей). Лучше всего, если они будут расположены в одну линию. Для проведения метания класс разбивается на группы по числу имеющихся мишеней.
Порядок метания мячей может быть следующий: по сигналу учителя первые в колоннах (с определенного расстояния) метают в цель; по окончании метания они, также по сигналу, собирают мячи, передают их вторым в колонне и становятся (или садятся) в конец колонны.
Если мишени нельзя расположить в одну линию, то их размещают в разных направлениях так, чтобы одна группа (колонна или шеренга) учащихся не мешала другой.
Для метания в цель лучше всего использовать малые набивные мячи, так как они падают вблизи мишени (цели).
Для метания в цель применяются переносные щиты-мишени, мишени, нарисованные на стене, баскетбольные щиты и др.
Мишени для младших школьников должны быть красочными, образными (лисица, заяц, волк).
При метании на дальность, чтобы дети бросали мяч в заданном направлении, следует использовать узкие вертикальные цели, щиты, столбы, а для выбора лучшего угла полета – метание через высоко натянутые веревки, волейбольные сетки.
Для проведения метания на дальность класс делится на две группы, которые располагаются на противоположных сторонах площадки. Мячей должно быть столько, сколько в группе учащихся.
Метание деревянных гранат следует проводить только в одну сторону, двумя – тремя шеренгами (шеренги разомкнуты, расстояние – три-четыре шага). Лучший порядок такой: вначале метают учащиеся первой шеренги, затем они собирают гранаты, приносят и отдают их второй шеренге и становятся назад.
Чтобы успешно овладеть умениями и навыками в метаниях, дети на уроках (в задачи которых входит обучение метанию) должны делать достаточное количество бросков (12-20). При этом следует обращать внимание на то, чтобы каждый бросок выполнялся в соответствии с заданием учителя.
Для упражнений в метании требуются самые простые снаряды, которые могут быть сделаны силами учащихся.
Упражнения с палками. Упражнения с палкой обычно выполняются на месте, в разомкнутой колонне.
Палки можно раздавать следующими способами: а) учащиеся берут палки из ящика или из пирамиды во время движения в колонне по одному; б) дежурные выдают палки ученикам, стоящим в шеренге, колонне; в)впереди стоящие ученики раздают палки по рядам; г) дежурные заранее кладут палки на пол.
Сбор палок должен быть также организованным. Их могут собирать дежурные, учащиеся, стоящие первыми в рядах или колоннах. Кроме того, ученики сами могут убирать их в отведенное место.
Лазанье и перелазание. Для проведения лазанья ученики разбиваются на группы по числу имеющихся пролетов гимнастической стенки или гимнастических скамеек. Каждая группа становится в колонну по одному и занимает место против пролета стенки или против скамейки.
Первое время упражнения выполняются по группам. Первая группа выполняет упражнение, а остальные наблюдают. Позже, когда дети приобретут навыки и необходимую организованность, учитель проводит упражнения потоком, но с соблюдением определенных интервалов. Например, второй ученик начинает движение по скамейке лишь после того, как первый достигнет середины скамейки и т.д.
Обучение лазанию по канату согласно программе начинается в третьем классе. Дети лучше всего усваивают способ лазания в три приема. Исходное положение – вис на прямых руках. 1-й прием – согнуть ноги вперед и захватить канат коленями и подъемами ног, руки слегка согнуть; 2-й прием – выпрямить ноги, одновременно сгибая руки и подтягивая тело вверх (руки не перехватывать); 3-й прием – сохраняя захват каната ногами, поочередно перехватить руки.
При обучении лазанью рекомендуется использовать канат с накладками (узлами), расположенными на расстоянии 15-20 см друг от друга.
Использование предметов в общеразвивающих упражнениях в конкретной группе.
Упражнения с большими мячами. (для учеников 3-го класса).
1. Поднимание мячей. Движение рук с мячом вперед, вверх, в стороны, над головой, назад, с наклонами и поворотами туловища, с приседаниями, в положении «сидя», «лежа».
2. Передача мячей из рук в руки в шеренге (вправо, влево).
3. Передача мяча по кругу передача мяча по кругу (вправо, влево, перед собой, за спиной).
4. Передача мяча в колонне (вправо - назад, влево – назад, вперед – вправо, вперед – влево, назад над головой).
5. Перекатывание мяча друг другу.
6. Броски, ловля, удары о пол, броски в стену и ловля (индивидуально).
7. Подбрасывание мяча повыше и ловля.
8. Подбрасывание мяча повыше и ловля его после отскакивания от пола.
9. Перебрасывания мяча в кругу вправо, влево.
10. Перебрасывания мяча в шеренге вправо, влево.
11. Перебрасывание мяча в колоннах назад – справа, назад – слева, вперед – справа, вперед – слева, назад над головой.
12. Перебрасывание мяча в двух шеренгах стоя лицом друг к другу (расстояние 2-4 метра).
13. Высокое подбрасывание мяча и ловля.
14. То же, что и в 13, но с приседанием, приседанием и хлопком, с поворотом направо, налево, кругом.
15. Перебрасывание мяча в парах: двумя руками снизу, от груди, от правого (левого) плеча, из-за головы.
16. Перебрасывание мяча друг другу, чередуя с ударами об пол.
17. То же, что 15 и 16, но с дополнительными движениями руками, туловищем, ногами.
Перечисленные упражнения могут быть усложнены увеличением расстояния между занимающимися; увеличением веса мячей; выполнением упражнений с несколькими мячами (что вынуждает быстрее передавать, перебрасывать и ловить мячи); исходными положениями ног; дополнительными заданиями (хлопнуть в ладоши, присесть, сделать поворот, сесть, встать и т.д.).
Упражнения можно выполнять стоя, сидя на полу, на гимнастической скамейке.
Броски мяча можно выполнять снизу, от груди, из-за головы вперед, через голову назад.
Упражнения с малыми мячами.
1. Произвольные упражнения с мячом.
2. Подбрасывание и ловля мяча.
3. Подбрасывание мяча одной рукой и ловля его двумя руками.
4. Подбрасывание мяча вверх и ловля его после отскакивания от пола.
5. Удары мячом об пол и ловля его двумя руками.
6. Чередование бросков мяча вверх, ловли его, ударов об пол и ловли его двумя руками.
7. Броски мяча в стену (высота – 2-3 метра) и ловля его двумя руками.
8. Броски мяча в стену и ловля его после отскакивания от пола.
9. Броски мяча в стену определенной рукой (по заданию учителя) и ловля двумя руками.
10. То же, что и 9, но ловля после отскока от пола.
11. Отбивание мяча двумя руками вверх.
12. Удары мячом об пол.
13. Отбивание мяча вверх, удары об пол и их соединения.
14. Подбрасывание мяча вверх и ловля его после дополнительных упражнений (хлопнуть в ладоши, присесть, подпрыгнуть и др.).
15. Удары мяча об пол и ловля после дополнительных движений.
16. Перебрасывание мяча друг другу в парах, шеренгах на небольшом расстоянии.
17. Перебрасывание мячей друг другу по заданию учителя (бросить правой рукой – поймать двумя, бросить левой – поймать двумя).
18. Перебрасывание мячей друг другу с дополнительными заданиями (перед ловлей хлопнуть в ладоши, присесть , прыгнуть на месте и др.).
19. Подбрасывание и ловля мяча одной рукой.
20. Подбрасывание и ловля мяча одной рукой (по заданию учителя) и ловля любой рукой.
21. То же, что 19 и 20, но с дополнительными заданиями (присесть, хлопнуть в ладоши, подпрыгнуть, повернуться направо, налево, кругом).
22. Броски мяча в стену одной рукой и ловля одной любой рукой.
23. То же, что и 22, но с дополнительными заданиями.
24. Удары мяча об пол и ловля мяча одной рукой.
25. То же, что 24, но с дополнительными движениями.
26. Соединение бросков мяча вверх и ударов об пол с ловлей одной рукой.
На первом занятии учитель показывает детям несколько простейших упражнений, на последующем занятии дети повторяют пройденное и усваивают 2-3 новых упражнения и т.д.
Существует около пятидесяти различных упражнений с использованием малых мячей, здесь приведены наиболее подходящие для учеников 3-го класса.
Перечисленные упражнения можно осложнять различными исходными положениями, дополнительными заданиями (присесть, сесть, хлопнуть в ладоши, повернуться, присесть и хлопнуть в ладоши и др.).
Упражнения с мячами выполняются не только на месте, но и в движении, в кругу, в колонне и в шеренге.
В начале обучения упражнения с мячом носит исключительно индивидуальный характер: каждый учащийся упражняется с отдельным мячом. Затем переходят к выполнению упражнений вдвоем, а потом в группах. Усложнения при занятиях вдвоем и в группах те же, что и при индивидуальных занятиях. Кроме того, упражнения усложняются увеличением расстояния между партнерами, а также применением различных мячей и введением одновременно нескольких мячей (в кругу, в колоннах , в шеренгах).
Метания. Последовательность обучения:
1. Броски мяча и ловля.
2. Метание из-за головы, стоя лицом по направлению метания. Исходное положение – стать лицом по направлению метания, левая нога (при метании правой рукой) впереди на всей ступне, правая сзади на носке, правая рука впереди, мяч на уровне головы. Из этого положения перенести вес тела на правую ногу (правую ногу на всю ступню), одновременно отвести правую руку назад за голову и слегка отклонить туловище назад (замах).затем перенося вес тела на левую ногу, выпрямиться и резким движением руки вперед – вверх (под углом около 450) бросить мяч.
3. То же, что и 2, но другой рукой.
4. Метание мяча с места по горизонтальной мишени. Исходное положение – стать левым боком (при метании правой рукой) по направлению метания, ноги на ширине плеч, левая нога на носке (в сторону метания), правая рука с мячом вверху, смотреть на мишень, находящуюся в 3-4 метрах. Из этого положения перенести вес тела на левую ногу (правую на носок), туловище повернуть влево, по направлению метания, правую руку слегка согнуть (замах). Затем в темпе, энергичным движением бросить мяч в цель. Чтобы сохранить устойчивое положение, ноги слегка сгибаются, а туловище наклоняется вперед - влево.
5. То же, что и 4, но другой рукой.
6. Метание мяча из-за головы, стоя лицом по направлению метания, в цель (щит 1×1 метр), расположенную на высоте 2 метра, с расстояния 2 метра.
7. То же, что и 6, но с постепенным увеличением расстояния до 4 – 6 метров.
8. Метание мяча из – за головы, стоя боком по направлению метания. Исходное положение – стать левым боком по направлению метания, ноги на ширине плеч, вес тела на обеих ногах, правая рука на уровне головы. Из этого положения согнуть правую ногу, левую на носок, отвести правую руку вправо – назад и отклонить туловище вправо. Затем быстрым движением разогнуть правую ногу и перевести вес тела на левую, одновременно повернуть туловище влево и энергичным движением правой руки над плечом и заключительным рывковым движением кисти бросить мяч под углом около 450 .
9. Метание мяча через веревку натянутую на высоте 2-3 метра.
10. То же, что и 9, но другой рукой.
11. Метание мяча, стоя боком к цели, расположенной на высоте 2 – 2,5 метра, с расстояния 3 – 3,5 метра.
12. Метание мяча, обращая внимание учеников на правильное отведение руки и сгибание ноги перед броском.
13. Метание мяча, обращая внимание на поворот туловища во время броска и заключительное движение рукой.
14. Метание мяча в цель (щит 1×1 метр) с постепенным увеличением расстояния до 6-8 метров.
15. Метание мяча и других легких предметов на дальность и т.д.
Упражнения в метании можно усложнить, выполняя их из различных положений (сидя, с колена, с шага, с разбега, из-за укрытия).
Упражнения с палками. Упражнения с палками учениками 3го класса изучаются в следующей последовательности:
1. Ознакомление учащихся с основными способами держания палки: палка вниз – палку взять за концы прямыми руками (внизу перед бедрами), хватом сверху; палка к плечу – один конец палки внизу в правой руке, между большим и указательным пальцами, другой – у правого плеча. Положение «палка внизу» является основным во время выполнения упражнений на месте; положение «палка к плечу» используется во время передвижения учащихся.
2. Движения прямыми руками с палкой: палка горизонтально вперед, палка горизонтально вверх.
3. Сгибание и выпрямление рук с палкой (палка в горизонтальном положении): палка на грудь, на голову, за голову, на лопатки, вверх, вперед, вниз.
4. Соединение сгибаний и выпрямлений рук с палкой (палка в горизонтальном положении): палка на грудь – вперед – вниз; палка вперед – на грудь – вниз; палка вперед – вверх – за голову; палка вперед – за голову – вверх – на грудь – вперед – вниз.
5. Соединение движений рук с палкой (палка в горизонтальном положении) с наклонами туловища: наклон туловища вперед – палка вперед; наклон туловища вперед – палка вверх; наклон туловища назад – палка вперед – вверх; наклон туловища вперед – палка на голову, за голову; наклон туловища назад – палка на грудь.
Упражнения на осанку. Для формирования правильной осанки рекомендуются следующие упражнения с предметами:
1. Поднимание одной руки и обеих рук вперед, в стороны, вверх, назад; круговые движения руками в лицевой и боковой плоскости; сгибания и разгибания рук (указанные упражнения могут быть без предметов и с предметами – палки, мячи, флажки).
2. Упражнения с палками (палка за головой, на лопатках, сзади на изгибах локтей, внизу – сзади на прямых руках).
3. Перекладывание, броски и ловля набивных мячей в положении сидя, произвольным способом и по заданию.
4. Упражнения с удерживанием груза на голове (мешочек с желудями, кубики, фанерные или картонные фигуры): движения руками, ногами; сочетание движений руками и ногами; полуприседания и приседания; ходьба по полу, гимнастической скамейке, бревну; перешагивание через предметы (мяч, скамейка, веревочка); повороты направо, налево, кругом (на полу, гимнастической скамейке, бревне); лазанье по гимнастической стенке вверх, вниз, вправо, влево; лазанье по наклонной скамейке.
Все упражнения могут выполняться в различных сочетаниях, из разных исходных положений.
Упражнения на осанку носят гимнастический характер. Здесь необходимы образцовый показ и четкие пояснения. Упражнения можно проводить в различных построениях, обращая пристальное внимание на выполнение.
На уроке физической культуры упражнения на осанку проводятся в виде специальных комплексов или же включаются в обычные комплексы общеразвивающих упражнений.
Список литературы
1. Качашкин В.М. Методика физического воспитания. – М.: Просвещение, 2002. – 320 с.
2. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.: Академия, 2003. – 478 с.
3. Теория и методика физического воспитания. /Под ред. Б.М. Шияна. - М.: Просвещение, 1988. – 223 с.
4. Теория и методика физического воспитания. /Под ред. Б.А. Ашмарина. – М .: Просвещение, 1990. – 287 с.
5. Методика физического воспитания учащихся 10–11 классов./ Березин А.В., Зданевич А.А., Ионов Б.Д. и др. Под ред. В.И. Ляха. - М.: Просвещение, 2001. – 122 с.