Дидактический материал по математическому развитию детей дошкольного возраста
а) понятие количества и знакомство с числами; счёт предметов;
простейшие операции над числами;
считалки:
Игры, считалки, пальчиковые игры,
помогающие усвоить детям счет до 5
1. Раз, два – пошли по дрова.
2. Раз, два, три – на маму посмотри.
3. 1,2,3,4,5 – вышел зайчик погулять.
4. 1,2,3,4 – солдат идет в мундире
с винтовкой на плече
и ранцем на спине.
5. 1,2,3,4,5 – вышел зайка погулять
Что нам делать, как нам быть?
Надо заиньку ловить?
Снова будем мы считать: 1,2,3,4,5.
6. 1,2,3,4 – жили мушки на квартире.
И повадился к ним друг-крестовик –
Большой паук,
5,6,7,8 – паука мы вон попросим.
7. 1,2,3,4,5 – будем в прятки мы играть,
Небо, звезды, луг, цветы –
Ты поди-ка поводи.
8. Взял я в руки карандашик:
Раз и два – стоит барашек!
А потом я взял резинку:
3-4 – стер картинку!
9. Вышли мышки как-то раз
Посмотреть, который час.
1,2,3,4! – Мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон,
Убежали мышки вон. Д.Хармс.
10.1,2,3,4, меня грамоте учили:
И читать, и писать, и на лошади скакать.
11.1,2,3,4, мы сидели на квартире,
Чай пили, булки ели,
Позабыли с кем сидели.
1. Против школы новый дом.
В новом доме мы живем.
Мы по лестнице бежим и считаем этажи:
Раз – этаж, два – этаж.
3-4 – мы в квартире.
2. 1,2,3,4, жили мышки на квартире,
Чай пили, чашки били,
По три денежки платили.
Кто не хочет платить –
Тому значит и водить.
3. 1,2,3,4, кто не спит у нас в квартире?
Всем на свете нужен сон,
Кто не спит, тот выйдет вон.
15.1,2,3,4, в новой мы живем квартире
Вот какой красивый дом,
В этом доме мы живем.
16.Шел по улице отряд –
40 мальчиков подряд:
1,2,3,4 и четыре на четыре.
И четырежды четыре,
И потом еще четыре.
17. Как-то вечером на грядке репа, свекла, редька, лук
Поиграть решили в прятки, но сначала встали вкруг.
Рассчитались четко тут же: 1,2,3,4,5…
Прячься лучше! прячься глубже!
Ну а ты иди искать!
18. Высоко-превысоко бросил я свой мяч легко:
Выше дома, выше крыши, облаков высоких выше,
Но упал мой мяч с небес,
Закатился в темный лес…
1,2,3,4,5 Я иду его искать!
19. 1,2,3,4,5 вышел тигр погулять
Запереть его забыли 1,2,3,4,5.
20. Дома курица сидит и цыплятам говорит:
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Не ходите далеко,
1,2,3,4,5. Кошка может вас поймать!
21. 1,2,3,4,5, негде зайчику скакать:
Всюду ходит волк, волк,
Он зубами – щелк, щелк!
А мы прячемся в кусты
Прячься заинька и ты.
Ты, волчище, погоди,
Как попрячемся – иди!
22. Петушок, петушок – покажи свой кожушок!
Кожушок горит огнем, сколько перышек на нем!
1,2,3,4,5… Невозможно сосчитать.
23. 1,2,3,4,5 в прятки мы хотим играть.
Надо только нам узнать,
Кто из нас пойдет искать?
24. 1,2,3,4,5 – мы сейчас хотим играть.
«Да» и «нет» не говорить –
Все равно тебе водить.
25. 1,2,3,4,5, нам друзей не сосчитать,
А без друга в жизни туго,
Выходи скорей из круга.
26. 1,2,3,4,5 мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
27. 1,2,3,4,5 вышли точки погулять.
Вдруг резинка выбегает
И одну из них стирает.
Что туту делать? Как тут быть?
Выходи один водить.
28. Чайки жили у причала
Их река волной качала.
1,2,3,4,5 помоги их сосчитать.
29. Жил в реке один налим,
Два ерша дружили с ним,
Прилетали к ним три утки
По четыре раза в сутки
И учили их считать: 1,2,3,4,5.
30. Друг веселый, мячик мой,
Всюду, всюду он со мной,
1,2,3,4,5 хорошо мячом играть!
31. 1,2,3,4,5 потихоньку, понемножку
Прибавляем к мышке кошку,
Получается ответ:
Кошка есть, а мышки… нет.
32. 1,2,3,4,5 надоело мне считать
И записывать в тетрадку
Эти цифры по порядку.
Лучше бегать, лучше петь,
Лучше в дудочку дудеть,
Лучше бублики жевать,
Лучше шарик надувать,
Лучше ползать под столом
И размахивать кнутом.
1,2,3,4,5, может лучше посчитать?
Кончить дело, а потом
Можно ползать под столом,
Можно бегать, можно петь,
Можно в дудочку дудеть,
Можно бублики жевать,
Можно шарик надувать
1,2,3,4,5.
33. Вот жаворонок с нивушки
Взвился и полетел.
Вы слышите, как весело
Он песенку запел?
Две лодочки по озеру
Широкому плывут,
Гребцы сидят на лавочках
И весело гребут.
Три зайца от охотника
Прыжками в лес бегут,
Скорей, скорее, зайчики,
В лесу вас не найдут.
Четыре скачут лошади,
Во весь опор летят,
И слышно как по камешкам
Подковы их стучат.
(Воспитатель спрашивает, сколько было жаворонков на нивушке, сколько пряталось зайчиков от охотника, сколько лодочек плыло по озеру, сколько скакало лошадок).
Воспитатель читает стихотворение:
1 четверостишие – имитируют полет жаворонков, бегают дети.
2 четверостишие – по двое объединяются, изображают гребцов, гребущих
веслами.
3 четверостишие – по 3 объединяются, прыгают, как зайцы.
4 четверостишие – по 4 объединяются, изображая лошадок, скачут.
34. Один котенок пьет молочко,
Оно такое вкусное, что идет еще котенок.
Два котенка пьют молоко.
(Левая рука изображает блюдце, пальцы правой – котят).
35. Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
1,2,3,4,5, не сидится им опять.
36. Можешь пальцы сосчитать:
1,2,3,4,5; 1,2,3,4,5 –
Десять пальцев пара рук –
Вот твое богатство, друг.
37. На моей руке 5 пальцев,
5 хватальцев, 5 держальцев,
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить,
Их нетрудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять.
38. В хоровод встал серый зайка
И поет: «Я был зазнайкой,
А теперь могу считать –
Раз, два, три, четыре, пять».
39. Раз, два, три, четыре, пять!
Будем мальчики считать –
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
40. На другой руке опять:
Раз, два, три, четыре, пять!
Пальчики быстрые,
Очень, очень чистые.
41. Можешь пальцы сосчитать:
1,2,3,4,5; 1,2,3,4,5.
42. Ехал мужик по дороге,
Сломал колесо на пороге.
Сколько надо гвоздей?
Не задумывайся, говори скорей!
1,2,3,4,5 – гвоздей
Забирай их поскорей.
43. 1,2,3,4,5
Вышли дети поиграть,
А на грядке карапуз,
Очень маленький арбуз.
1,2,3,4,5, стали мы арбуз срывать.
44. Раз, два, три, четыре, пять.
Нам друзей не сосчитать.
А без друга в жизни туго,
Выходи скорей их круга.
45. Я перчатку надеваю,
Я в нее не попадаю.
Сосчитайте-ка, ребятки,
Сколько пальцев у перчатки?
Начинаем вслух считать:
Раз, два, три, четыре, пять!
46. Раз, два, три, четыре, пять.
Вышла свинка погулять.
А за нею серый волк.
Он-то в свинках знает толк.
47. Начинается игра –
Значит прятаться пора!
Катя водит, Катя ищет,
Раз, два, три, четыре, пять,
Надоело мне считать,
Иду искать!
48. Оливер Твист.
Поди-подивись – Оливер Твист
Не может ни есть,
Не может ни встать,
Не хлопнуть в ладоши –
Начнем опять: Поди подивись, подивись
Оливер Твист, Твист
Не может ни сесть, ни сесть,
Не может ни встать, ни встать,
Не хлопнуть в ладоши, в ладоши,
Начнем опять, опять:
Поди подивись, подивись, подивись,
Оливер Твист, Твист, Твист.
Не может ни сесть, ни сесть, ни сесть,
Не может ни встать, ни встать, ни встать.
Не хлопнуть в ладоши, в ладоши, в ладоши,
Начнем опять, опять, опять.
Обратный счет (от 5 до 1).
1. 5 воробьев на заборе сидели,
Один улетел, а другие запели.
И пели, пока не сморила усталость.
Один улетел, и их трое осталось.
Сидели втроем и немного скучали.
Один улетел, и их двое осталось.
2. 1,2,3,4,5 – станем, дети, в круг опять.
5,4,3,2,1 – в кошки-мышки играть хотим.
3. 3,4,5! Мышь пошла гулять.
5,4,3. Кот идет – смотри.
Кот разинул рот,
Вот и кончен счет.
4. Хохлатка и Пеструшка (А. И П.Барто)
считалочка
Кто сказку прочтет, до десятка сочтет.
Сидит Пеструшка на яйцах, сидит удивляется:
- Сколько времени сижу, ничего не получается! Как это так?
Вдруг под ней яйцо – крак! Словно из пеленочек, выскочил цыпленочек. Сидит один, озирается, других дожидается.
Тут и второе яйцо треснуло. Из домика тесного еще цыпленок – цвок! Один да один – стало из два. Сидят вдвоем, озираются, других дожидаются. Из третьего яичка вышла сестричка.
Два да один – стало их три. Сидят втроем, озираются, других дожидаются. Еще яйцо – кок! Еще цыпленок – скок.
Три да один – стало их четыре. Сидят вчетвером, озираются, последнего дожидаются. А из последнего яичка – опять сестричка!
Четыре да один – пять. Попробуй сосчитать!
Стала Пеструшка с цыплятами ходить, стала их по улице водить. Ходит, не зевает, им корм добывает. А на соседнем дворе у Хохлатки тоже вывелись цыплятки. Из пяти яичек – пять пушистых птичек.
Стала и Хохлатка с цыплятами ходить, стала их на улицу водить. Только зевает она по сторонам: то тут постоит, то там, то назад побежит, то вперед, а цыплята за ней вразброд. Вот и случилась беда, пропал цыпленок без следа.
Один, два, три, четыре… А было пять! Нет одного. Где искать? А Пеструшка удивляется, что у нее семья прибавляется. Пять да один – шесть. Наперебой просят есть. Пока искала Хохлатка сыночка, пропала у нее и дочка.
Теперь, сколько ни смотри, осталось их три.
А у Пеструшки между тем стало их семь.
Какая, Хохлатка, однако зевака!
Закружилась у нее голова.
Осталось цыплят только два:
Один да один – дочка да сын.
А сколько у Петрушки спросим, спросим?
Семь да один – восемь.
Сбежала у Хохлатки и дочка. Не прозевать бы сыночка!
Сидит он один, озирается – видно, тоже удрать собирается.
У Пеструшки цыплят – целый отряд.
Восемь да один – девять.
Это еще не все ведь!
Плохо Хохлаткино дело, последнего она проглядела. Тот тут пошарит, то там, а все зевает по сторонам. И последний цыпленок к Пеструшке перешел. Видно, у нее хорошо. Собралось цыпляток ровно десяток.
Кто сказку прочитал, до десятка сосчитал.
Пять поросят (А. И П.Барто)
5. Пять поросят идут купаться к морю, Показываем 5 пальцев
Пять поросят резвятся на просторе.
Один из них устал,
«Пойду домой» – сказал.
И вот вам результат:
Четверо поросят. Загибаем один палец
Четверо поросят идут купаться к морю,
Четверо поросят резвятся на просторе,
Один из них устал,
«Пойду домой» – сказал.
И вот вам результат:
Трое поросят. Загибаем один палец
Трое поросят идут купаться к морю,
Трое поросят резвятся на просторе,
Один из них устал,
«Пойду домой» – сказал.
И вот вам результат:
Двое поросят. Загибаем один палец
6. Три, четыре, пять!
Мышь пошла гулять.
Пять, четыре, три
Кот идет – смотри.
Кот разинул рот
Вот и кончен счет.
7. Съела тучка ночью дымной
Ломтик лунный, ломтик дынный,
Темнота легла кругом. 5,4,3! Беги бегом!
8. Пять-четыре, пять-четыре, пять-четыре-три!
Вслед за мною говори:
В понедельник, вторник, среду
В гости к бабушке поеду,
А в четверг и пятницу
Санки к дому катятся.
За субботой – воскресенье,
В этот день пекут печенье
Пять-четыре, пять-четыре, пять-четыре-три!
Всю считалку повтори!
9. Если быстро бегать можешь,
Становись к ребятам тоже,
А не можешь – посмотри…
Кто быстрее?
Пять, четыре, три!
10.Шли мышата по тропе,
Увидали сыр на пне.
Пять, четыре, три –
Поровну дели.
1. Кинь, кинь, перекинь,
Давай вместе побежим
Через воду и огонь –
Не догонит нас и конь.
5,4,3,2 – догоняй,
Ну, попробуй-ка, поймай!
Счет до 10
1. Раз, два – шли утята,
3,4 – шли домой,
Вслед за ними плелся пятый,
Впереди бежал шестой,
А седьмой от всех отстал,
Испугался, запищал:
- Где вы? Где вы?
- Не пищи!
Мы тут рядом поищи.
2. Раз, два, три, четыре, пять,
Букой вздумали пугать.
3,4,5 и 6 – вы не верьте, что он есть.
5,6, а дальше – семь –
Буки, братцы, нет совсем!
3. 1,2, есть орехи и халва,
3,4, нос у клоуна в кефире,
5,6,7, мы сегодня рады всем.
4. 1,2,3,4,5,6,7! Пойду каши я поем.
Вы ж пока считайте,
Кому водить, гадайте!
5. 1,2,3,4 – жили мушки на квартире
И повадился к ним друг –
Крестовик, большой паук.
5,6,7,8 – паука мы вон попросим.
К нам, обжора, не ходи…
Ну-ка, Машенька, води!
6. 1,2,3,4,5,6,7,8. Принесла подарки осень,
Одарила она всех:
Мне грибок. Тебе – орех!
7. Раз, два – булава.
Три, четыре – прицепили.
Пять, шесть – негде сесть.
7,8 – сено косим.
9,10 – сено носим.
8. Раз, два –голова.
3,4 – шубу шили.
5,6 - кашу есть.
7,8 – ложки носим.
9,10 – тесто месим.
9. Вот задачка для ребяток:
Как нам сосчитать десяток?
1,2,3, а за ними посмотри,
Идет 4,5 и 6 – их нам надо быстро счесть.
Дальше будет 7 и 8
К ним и 9 мы подбросим.
Единицу лишь прибавим
И десяток вмиг составим. (Я.Райнис).
10. 3,6,9 – полно спать!
Солнышко давно уж встало,
Нам пора идти гулять!
11. Летел лебедь, считал 9:
1,2,3,4,5,6,7,8,9.
12. 1,2,3,4 – пахнет елкою в квартире.
3,4,5 и 6 - не заставят кашу есть,
5,6,7,8 – на пирог сегодня просим.
Потому что – 9,10 –
Мама с папой тесто месят.
13. 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,
Выплывает белый месяц,
Кто до месяца дойдет,
Тот и прятаться пойдет.
14. Плыл у берега пескарик,
Потерял воздушный шарик,
Помоги его найти – сосчитай до десяти.
15. Видишь, бабочка летает,
На лугу цветы считает:
1,2,3,4,5… Ой, считать – не сосчитать
За день, за два и за месяц!
6,7,8,9,10…
Даже мудрая пчела
Сосчитать бы не смогла.
16. 1,2,3 – дождь считает пузыри.
4,5,6 – на дороге луж не счесть.
7,8,9 – дождик, что с тобою делать?
10, целых десять дней хлещешь с неба
Все сильней!
17. 1,2,3 – ученый слон
В математике силен.
1,2,3,4,5 – стал он в цирке выступать.
3,4,5 и 6 – на арене начал есть.
Съел он семь больших котлет.
Восемь розовых конфет,
Девять сладких пирогов,
Десять кремовых тортов.
Сразу видно: этот слон
В математике силен.
18. 1,2 – в лесу трава,
3,4 – шаг пошире,
5,6 – орехи есть,
7,8 – скоро осень.
9-10 – земляника…
Ну-ка, Леня, поводи-ка!
19. Можешь пальцы сосчитать: 1,2,3,4,5; 1,2,3,4,5 – 10 пальцев, пара рук – вот твое богатство друг.
(Дети считают каждый пальчик, загибая их отдельно).
20. Бежал раз зайчик вдоль равнин,
И зайчик, значит, был… (один).
К нему зайчиха прибежала,
Тогда всего… (два) зайца стало.
Еще один к ним сел, смотри:
Теперь уж зайцев стало… (три).
Мчит новый заяц: «Путь мне шире!»
Ну стало быть, их уж… (четыре).
Ба! Вот бежит один опять –
Теперь уж зайцев будет… (пять).
Спешит еще один из рощи –
Так, значит… (шесть), чего же проще.
Тут прибежал еще косой –
Так зайцев… (семь), ведь он седьмой.
К ним одного еще попросим.
Тогда всех зайцев будет… (восемь).
Прыг новый заяц: «В сборе все ведь?»
Он их спросил: «Так нас тут… (девять)?»
Да, девять, - молвят те в ответ –
Но вожака все нет, как нет»,
А тот бежит, болотце месит.
Примчал и молвит: «Нас тут… (десять)».
21. 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10!
Зазвонил будильник Петин.
Только Петя не встает –
Пальчики считает:
Счет обратный и прямой
Он отлично знает.
22. 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10!
Было в доме 10 кресел.
1,2,3 – погоди-ка, не смотри,
4,5 – можешь глазки открывать,
6,7 – видишь, кресел нет совсем,
8,9,10 – вспомни, сколько было кресел?
23. Было у кошки 10 котят:
1,2-ой – были черные,
3,4-ый – усатые,
5,6-й – полосатые,
7 и 8-ой – чумазые,
9 с 10-ым – грязные.
Мама-кошка ругается,
А котята все в лужах купаются.
24. 1.2,3,4,5,6,7,8.
Ходит бабка с длинным носом,
А за нею дед.
Сколько деду лет?
Говори поскорей,
Не задерживай людей.
25. 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.
Можно все пересчитать,
Сосчитать, измерить, взвесить…
Сколько в комнате углов,
Сколько ног у воробьев,
Сколько пальцев на ногах,
Сколько в садике скамеек,
Сколько в пятачке копеек.
Обратный счет (от 10 до 1).
1. 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 !
В пятки мы играть хотим.
Надо только нам узнать,
Кто из нас пойдет искать?
2. 10 веселых ребят.
Сели однажды на изгородь вряд
10 веселых и шустрых ребят.
- Смирно сидите, нельзя баловаться.
Как бы с забора друзьям не сорваться.
Только сказали – один из ребят
Не удержался, свалился назад.
10 ребят на заборе считалось,
Крайний упал, значит, 9 осталось.
Жердь затрещала, другой из ребят
Тоже упал, значит, 8 сидят.
Но и сосед не сумел удержаться.
Спрыгнул он сам, чтобы целым остаться.
Было всех 8, один убежал,
Я только 7 шалунов насчитал.
- Братцы! А жерди трещат, как от боли…
Сеня, ты с краю, так спрыгивай, что ли…
Волей-неволей приходится слезть.
Стало без Сени ребят только шесть.
В шляпе шалун на краю оставался.
Сеню столкнул он и не удержался;
Значит, один выбывает опять
Было их 6, остается лишь 5.
Тут еще крайний мальчишка сорвался:
Как ни старался – не удержался.
Только надолго ли это? Смотри,
Вася летит – остается лишь 3.
Начали трое ребят баловаться,
Изгородь стала под ними качаться,
В шапке мальчишка, сорви-голова,
Спрыгнул, и мальчиков стало уж два.
А как один еще спрыгнул с забора,
Только один и остался без спора…
3. 10,9,8,7 – не хочу играть совсем,
6 и 5,4,3 – на меня ты посмотри,
Потому что 2 и раз – я играть пойду сейчас.
4. 10,9,8 – в гости мы вас просим,
7,6 – пирог есть,
5,4,3,2,1 – мы дадим вам апельсин.
5. 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 -
Сам себе я господин.
6. Пуск ракеты:
10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 – Пуск!
7. 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1
В кошки мышки играть хотим!
8. 9,8,7,6,5,4,3,2,1 – не воронь,
А беги, как конь.
9. Мы собрались поиграть.
Ну кому же начинать?
10,9,8,7,6,5,4,3 –
Начинаешь ты.
10. 10,9,8,7,6,5,4,
Меня грамоте учили:
И читать, и писать,
И на лошади скакать.
11. 10,9,8,7,6,5,4. Сосчитаем дыры в сыре.
Если в сыре много дыр, значит вкусный будет сыр.
Если в нем одна дыра, значит вкусным был вчера.
12. 10,9,8,7,6,5,4, кто не спит у нас в квартире?
Всем на свете нужен сон, кто не спит, тот выйдет вон.
13. 10,9,8,7,6,5 будем в прятки мы играть.
Небо, звезды, луг, цветы – ты пойди-ка поводи!
14. 10,9,8,7,6,5, потихоньку, понемножку
Прибавляем к мышке кошку,
Получается ответ: кошка есть, а мышки… нет.
15. 10,9,8,7,6,5 – полно спать!
Солнышко давно уж встало,
Нам пора идти гулять.
16. 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1
Жил в реке налим,
Два ерша дружили с ним,
Прилетали к ним три утки
По четыре раза в сутки,
И учили их считать:
10,9,8,7,6,5.
17. 10,9,8,7,6,5,4,3,2: есть орехи и халва.
10,9,8,7,6,5,4, нос у клоуна в кефире.
10,9,8,7, мы сегодня рады всем.
Сказка про цифры.
Прежде, чем мы попадем с вами в сказочную страну Цифирию, попросим каждую цифру представиться и сказать, на что она похожа.
1 – обломанный сучок,
2 – утка,
3 – ласточка,
4 – стул перевернутый,
5 – серп,
6 – дверной замочек,
7 – кочерга,
8 – два бублика,
9 – кот с хвостом.
Отправляемся в путешествие. Дорога выводит нас к сказочному домику. Наконец-то мы сможем там отдохнуть, и вдруг у самых дверей раздался загадочный голос: «Вы сможете зайти, если ответите, на что похожи окружающие вас предметы».
Ну что ж, давайте попробуем. В небе парит ласточка (это цифра 3). В пруду плавает уточка (2). Пахнет сеном, у крыльца лежит серп (5). Вставляем ключ в дверной замок (6) и открываем дверь. Вешаем курточку на сломанный крючок (1). Вкусно пахнет бубликами, да не простыми, а слепленными по два (8). У печки стоит кочерга (7). А на печке греется кот, у которого хвост свисает справа налево (9). Поставили у стола перевернутый стул (4), поели бубликов и тронулись в обратный путь. А на занятии по математике попробуем все это нарисовать. Нужно только, чтобы этот домик действительно был математическим.
Стихи:
«0»
1. Цифра вроде буквы О –
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки. (С.Маршак)
2. Могу назвать его мячом,
А хочешь, дыркой назовем,
А можно бубликом
Почти что кругленьким,
Но как его не назовем,
Он называется нулем! (Ф.Дагларджа)
3. Не похож он на пятак,
Не похож на бублик,
Круглый он, да не дурак,
С дыркой, да не бублик. (Э.Александрова)
4. Вот это ноль – иль ничего,
Послушай сказку про него.
Сказал веселый круглый ноль
Соседке-единице:
- С тобою рядышком позволь
Стоять мне на странице!
Она окинула его
Сердитым, гордым взглядом:
- Ты, ноль, не стоишь ничего,
Не стой со мною рядом.
Ответил ноль: - Я признаю,
Что ничего не стою,
Но можешь стать ты десятью,
Коль буду я с тобою.
Так одинока ты сейчас,
Мала и худощава,
Но будешь больше в десять раз,
Когда я стану справа.
Напрасно думают, что ноль
Играет маленькую роль.
Мы двойку в двадцать превратим.
Из троек и четверок
Мы можем, если захотим,
Составить тридцать, сорок.
Пусть говорят, что мы ничто, -
С двумя нолями вместе,
Из единицы выйдет сто,
Из двойки – целых двести. (С.Маршак)
«1»
1. Вот один, иль единица,
Очень тонкая, как спица. (С.Маршак)
2. Похожа единица на крючок,
А может на обломанный сучок. (Г.Виеру)
3. На длинной ножке,
Застыв до поры,
Отдыхает палочка
После игры. (Ф.Дагларджа)
4. Стоит паренек -
На лоб козырек,
Никак не сидится;
Опять единица -
Не знает сын
Цифры один. (В.Бакалдин)
5. Начинаем представленье,
Детворе на удивленье!
Познакомимся, друзья:
Единица – это я.
Я умею делать стойку,
По канату я хожу
За собою цифру двойку
На веревочке вожу. (В.Данько)
6. Тонкая, как спица,
Цифра единица.
От нее ведется счет,
И за это ей почет.
Что же уместиться
Может в единице
Может целый шар земной,
Он один у нас с тобой. (В.Орлов)
«2»
1. А вот – это цифра два,
Полюбуйся, какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею. (С.Маршак)
2. Два похожа на гусенка
С длинной шеей,
С шеей тонкой. (Г.Виеру)
3. Отвернитесь на минутку –
Превратится двойка в утку.
А вот сидит лисица,
Лисице не сидится. (Ф.Дагларджа)
4. Не птица это,
А едва,
Чуть ли не прямо
Цифра два.
Вот шея гибкая,
Вот тело.
К воде склонилась голова.
Ты птицу нарисуй умело
И это будет цифра – два. (В.Бакалдин)
5. Два на ножке приседает
И головку наклоняет.
Так красиво шею гнет –
Прямо лебедем плывет. (С.Маршак)
6. Вид ее – как запятая,
Хвост крючком, и не секрет:
Любит всех она лентяев,
А лентяи ее – нет.
«3»
1. А вот это – посмотри,
Выступает цифра три.
Тройка – третий из значков
Состоит из двух крючков. (С.Маршак)
2. Погляди на цифру 3 –
Точно ласточка, смотри. (Г.Виеру)
3. Три – это заклинатель змей
Вышел с дудочкой своей.
Перед ним танцует змейка –
Хвост крючком, дугою шейка.
Ты на змейку посмотри –
Да ведь это цифра три! (В.Данько)
4. Это – месяц дугой,
Ниже месяц другой.
А теперь – посмотри:
Получилась цифра три! (В.Бакалдин)
5. Заячье ухо,
Мотыга кривая.
Многое вспомнишь,
Ее узнавая. (Ф.Дагларджа)
6. Третья цифра – это три.
Хорошенько посмотри:
Это твой велосипед
На земле оставил след.
Ну-ка, сколько здесь полос?
Ну-ка, сколько здесь колес? (С.Маршак)
«4»
1. За тремя идет четыре,
Острый локоть оттопыря. (С.Маршак)
2. Гляди, четыре – это стул,
Который я перевернул. (Г.Виеру)
3. Цифра новая – четыре,
Стол стоит у нас в квартире.
Сколько ножек у него –
У стола у твоего? (В.Бакалдин)
4. Вот четверки – силачи,
Подымают кирпичи,
Выжимают гири
Пуда четыре. (В.Данько)
5. С мешком заплечным единица –
Такою мне четверка снится. (Ф.Дагларджа)
«5»
1. А потом пошла плясать
По бумаге цифра пять.
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула. (С.Маршак)
2. А вот это – цифра пять!
До пяти легко считать.
Каждый пальчик подержи.
Цифру пальчику скажи. (С.Маршак)
3. Налитая, симпатичная,
Цифра самая ОТЛИЧНАЯ! (Ф.Дагларджа)
4. Это – фокусник-пятерка,
Вы за ней следите зорко,
Кувыркнется раз и два,
Обернется цифрой два. (В.Данько)
5. Написать цифру пять,
Что крючок нарисовать,
Но у цифры, у крючка
Леска больно коротка. (В.Бакалдин)
6. На что похожа цифра 5 ?
На серп, конечно,
Как не знать! (Г.Виеру)
«6»
1. На что похожа цифра шесть?
На трубку деда, так и есть. (Г.Виеру)
2. Цифра шесть – дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек. (С.Маршак)
3. Это цифра – акробатка:
То шестерка, то девятка. (В.Данько)
4. Один заметил: «Нуль с хвостом»,
Другой: «С хвостом, но только кошка».
А третий помолчал немножко. (Ф.Дагларджа)
5. Рогалик к бублику
приклей.
Да только есть его не смей.
Не крендель это, чтобы есть.
А просто -
Цифра шесть. (В.Бакалдин)
«7»
1. Вот семерка – кочерга
У нее одна нога. (С.Маршак)
2. Семь – точно острая коса.
Коси, коса, пока остра. (Г.Виеру)
3. Не поймаешь хитрую лисицу –
К нам лисица подойти не согласится. (Ф.Дагларджа)
4. Цифра семь? Цифра семь!
Цифра легкая совсем.
Я косу принесу.
И срисую ту косу! (В.Бакалдин)
«8»
1. У восьмерки два кольца
Без начала и конца. ( С.Маршак)
2. Два кольца, но без конца,
В середине нет гвоздя.
Если я перевернусь,
То совсем не изменюсь,
Ну, какая цифра я?
3. Цифра восемь так вкусна:
Из двух бубликов она. (Г.Виеру)
4. Нуль подставил спинку брату.
Тот забрался не спеша.
Стали новой цифрой братцы,
Не найти нам в ней конца.
Повернуть ее ты можешь,
Головой поставить вниз.
Цифра будет все такой же
Ну, подумай? Напиши. (В.Данько)
5. Цифру восемь, цифру восемь
На носу всегда мы носим,
Цифру восемь плюс крючки –
Получаются очки…
То ли нуль с другим нулем
Рядышком уснули,
То ли дедушка очки
Позабыл на стуле. (Ф.Дагларджа)
6. К этой цифре ты привык.
Эта цифра снеговик.
Лишь зима сменяет осень,
Дети лепят цифру восемь.
Только к цифре ты, дружок,
Третий не лепи кружок. (В.Бакалдин)
«9»
1. Я важней всех потому,
Что запутать вас могу.
Если я перевернусь,
То другою окажусь. (В.Данько)
2. Девять, как и шесть,
Вглядись.
Только хвост не вверх
А вниз. (Г.Виеру)
3. Цифра девять, иль девятка –
Цирковая акробатка:
Если на голову встанет,
Цифрой шесть девятка стане. (С.Маршак)
4. Вот какая цифра есть –
Перевернутая шесть. (Ф.Дагларджа)
5. Цифра шесть вниз головой
Стала цифрою другой.
Можете поверить –
Уже не шесть,
А – ДЕВЯТЬ! (В.Бакалдин)
«10»
1. Цифра вроде буквы О –
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки.
Если ж слева рядом с ним
Единицу примостим,
Он побольше станет весить,
Потому что это – ДЕСЯТЬ. (С.Маршак)
2. Ноль встает за единицей –
Цифра 10 на странице. (Г.Виеру)
3. С нулем
Гуляет единица.
Не может с ним
Наговориться. (Ф.Дагларджа)
4. За девятью идет десятка
Ты это знаешь?
Молодец!
Сочти все пальцы по порядку –
И счету нашему конец. (Ф.Дагларджа)
5. Потеснить тебя, позволь, -
Единица –
Молвил ноль. –
Стала ты со мной сейчас
Больше ровно в десять раз! (В.Бакалдин)
6. Число десять – это много.
На него ты погляди –
Число схоже с носорогом,
Рог какой-то впереди.
Если десять взвесить,
То весы покажут нам:
Число десять –
Весом десять килограмм! (А.Лайко)
Загадки:
1. Двое слушать нас все учат
Отгадайте – это… (уши)
2. Есть один он у людей
И один у кораблей (нос)
3.Семь ребят на лесенке
Распевают песенки (7 нот)
4. Твои помощники – взгляни,
Десяток дружных братцев.
Как славно жить, когда они
Работы не боятся.
И, как хороший мальчик,
Послушен каждый… (пальчик)
5. Дали братьям теплый дом,
Чтобы жили впятером,
Брат большой не согласился,
И отдельно поселился (варежки)
6. Четыре крыла, а не птица,
Крыльями машет, а не с места.
Что это такое? (мельница)
7. Стоит Антошка на одной ножке (гриб)
8. Сидят два друга,
Глядят в два круга (очки)
9. Два близнеца, два братца,
На нос верхом садятся (очки)
10. Много рук, а нога одна (дерево)
11. Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном (дятел)
12. Два конца, два кольца,
А посередине гвоздик (ножницы)
13. Разных три имеет глаза,
Но откроет их не сразу:
Если глаз откроет красный –
СТОП – идти нельзя, опасно.
Желтый глаз – ПОГОДИ,
А зеленый – ПРОХОДИ (светофор)
14. Четыре братца под одной (стол)
крышей стоят
15. У него четыре лапки – цап-царапки.
Пара чутких ушей,
Он гроза для мышей (кот)
16. Пять ступенек – лесенка,
На ступеньках – песенка (ноты)
17. Пять пальчиков, пять чуланчиков.
Разошлись мальчики в темные чуланчики
Каждый мальчик – в свой чуланчик (пальцы в перчатке)
18. У него два крыла,
Винт жужжит как пчела (самолет)
19. Явился в желтой шубке:
Прощайте две скорлупки (цыпленок)
20. Три братца пошли в речку купаться.
Два купаются, третий на берегу
валяется.
Искупались, вышли, на третьем (ведра с
повисли коромыслами)
21. Кто ест сено без рта тремя зубами? (вилы)
22. Под крышей четыре ножки,
На крыше – суп да ложки (стол)
23. Шевелились у цветка все четыре
лепестка,
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел (бабочка)
24. Пять братьев в одном домике живут. (варежки)
25. Один говорит, двое слушают,
да глядят (язык, глаза, уши)
26. Два братца пошли в воду купаться,
Один купается, другой на берегу
валяется (ведра)
27. Две сестренки, две плетенки
Из овечьей пряжи тонкой
Как гулять, так надевать,
Чтоб не мерзли «пять и пять» (варежки)
28. У двух матерей по пять сыновей (руки)
29. Дом без окон и дверей, как зеленый
сундучок,
В нем шесть кругленьких детей,
называется… (стручок)
30. Овсом не кормят, кнутом не гонят,
А как пашет – семь плугов тянет (трактор)
31. Поднялись ворота – всему миру
красота.
Приказало солнце: стой, семицветный
мост крутой,
Туча скрыла солнца свет, рухнул мост,
а щепок нет (радуга)
32. Восемь ног, как восемь рук
Вышивают шелком круг,
Мастер в шелке знает толк –
Покупайте, мухи, шелк (паук)
33. Отгадайте-ка, ребята, что за цифра
Акробатка? Если на голову встанет,
Ровно на три меньше станет (девять)
34. Девять мальчиков живут в зеленых
чуланчиках (горох)
35. Говорит она беззвучно, а понятно
и не скучно.
Ты беседуй с ней –
станешь в десять раз умней (книга)
36. А ну-ка, ребятки, кто угадает?
На десятерых братьев шуб не хватает (варежки)
37. Я сильней десяти коней,
Где в полях пройду весной,
Летом станет хлеб стеной (трактор)
38. На дворе переполох,
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У нее теперь ангина (град)
39. Пляшет крошка, а всего одна ножка (волчок)
40. Вид ее, как запятая,
Хвост крючком и не секрет
Любит всех она лентяев,
А лентяи ее – нет (двойка)
41. Два брюшка, четыре ушка (подушка)
42. Четыре братца бегут, друг друга
не догонят (колеса)
43. Четыре ноги, а ходить не может (стол)
44. Ходит назад и вперед,
Никогда не устает.
Одной ручкой всех встречает,
Другой ручкой – провожает (дверь)
45. Разноцветные ворота
На лугу построил кто-то,
Постарался мастер тот:
Взял он краску для ворот, -
Не одну, не две, не три -
Целых семь, ты посмотри!
Как ворота эти звать? (радуга)
б) понятие о величине предметов и сравнение величин;
загадки:
1. Расту в земле на грядке я:
Красивая, длинная, сладкая. (морковь)
2. Дом зеленый тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки. (горох)
3. Юркий маленький зверек
По деревьям – прыг да скок. (белка)
4. Белый столб на крыше,
И растет все выше. Выше.
Вот дорос он до небес и исчез. (дым)
5. Длинное ухо, комочек пуха,
Прыгает ловко,
Грызет морковку. (кролик)
6. Косолапый, да большой.
Кто в берлоге спит зимой? (медведь)
7. Маленькая, легонькая,
А за хвост не поднимешь. (ящерица)
8. Золотая голова велика, тяжела.
Золотая голова прилегла отдохнуть.
Голова велика, только шея тонка. (тыква)
9. Маленький, удаленький,
Сквозь землю прошел,
Красную шапочку нашел. (гриб)
10. Не широка в ширину, но зато
длинна в длину.
Где вода и глубина, там
деревянная она. (дорога)
11. Длинной шеей поверчу,
Груз тяжелый подхвачу,
Где прикажут полежу,
Человеку я служу. (подъемный кран)
12. Сама коротка, а хвост длинный. (нитка с иголкой)
13. Большущий, толстущий, косолапый,
ходит растяпой.
Глаза как щелка, хвоста нет только. (медведь)
14. Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны.
Как приятен он на вкус.
Что это за шар? (арбуз)
15. Аленькая, маленькая,
с кисточкой и тросточкой. (вишня)
16. Маленькая собачка свернувшись лежит,
Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (замок)
17. Маленького роста я, тонкая и острая,
Носом путь себе ищу, за собою хвост (нитка с иголкой)
тащу.
18. К нам во двор забрался крот,
Роет землю у ворот.
Тонна в рот земли войдет,
Если крот откроет рот. (экскаватор)
19. Сам худ, голова с пуд. (молоток)
20. Что за дивные подружки:
Все они живут друг в дружке,
А как выйдут: посмотри,
Выше, ниже, малыши.
Как зовут их, подскажи? (матрешки)
21. Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (матрешка)
22. Чем больше верчусь,
Тем больше становлюсь. (клубок)
23. Чем больше из нее берешь,
Тем больше она становится. (яма)
в) ориентировка во времени
загадки:
39. Вверх-вниз, вверх-вниз, качаться хочешь?
На нас садись. (качели)
39. В полотняной стране, по реке-простыне
Плывет пароход: то назад, то вперед,
А за ним такая гладь – ни морщинки
Не видать. (утюг)
39. Два братца спереди бегут,
Два сзади догоняют,
А догнать не могут. (колеса)
39. Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие на братьев.
Мы за обедом под столом,
А ночью – под кроватью. (туфли)
39. Пушистая вата плывет куда-то,
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (туча)
39. У нее семь дырок есть:
Это, чтобы есть и пить,
Этими двумя ты слышишь,
Этими двумя ты дышишь,
А еще двумя читаешь,
Звезды на небе считаешь. (голова)
7. Круглые, румяные с дерева достану я. (яблоки)
8. Спереди – шильце, сзади – вильце,
Сверху черное суконце,
Снизу белое полотенце. (ласточка)
9. Маленький шарик под лавкой шарит. (мышь)
10. Что это за потолок? То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
то чуть-чуть голубоват. (небо)
11. Стоят братцы в ряд,
Одним кушаком подпоясаны. (забор)
12. Сверху дыра, снизу дыра,
А посреди огонь да вода. (самовар)
13. Сверху зелено, снизу красно,
В землю вросло. (свекла)
14. Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница.
Впереди корабль идет,
За собою всех ведет.
Весел нет у малых лодок,
А корабль больно ходок.
Вправо, влево, назад, вперед,
Всю ватагу поведет. (утка с утятами)
15. Стоит копна: спереди вилы,
Сзади метла. (корова)
16. Ходит назад и вперед,
Никогда не устает. (дверь)
39. Сверху кожа – снизу – тоже,
А в середине – пусто. (барабан)
г) ориентировка в пространстве
загадки:
1. Зимой спит, летом улья ворошит. (медведь)
2. Тает снежок. Ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает? (весна)
39. Я раскрываю почки, в зеленые листочки
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня… (весна)
39. Солнце печет, липа цветет,
Рожь поспевает, когда это бывает? (лето)
39. Я соткана из зноя, несу тепло с собою,
Я речки согреваю. «Купайтесь» – приглашаю
И любите за это вы все меня. Я… (лето)
39. Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят. (осень)
39. Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек. Я… (осень)
39. Дни стали короче, длиннее стали ночи.
Кто скажет, кто знает. Когда это бывает? (осень)
9. Чтоб осень не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стекла,
Сделал снежные сады. (мороз, зима)
10. Дел у меня немало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня… (зима)
11. Снег на полях, лед на реках,
Вьюга гуляет. Когда это бывает? (зимой)
12. Зимой белый, летом серый. (заяц)
13. Двенадцать братьев, равно называются,
Разными делами занимаются. (месяцы)
14. Гребешок на голове, две ноги и шпоры две,
Один в один, и в тот же час рано утром
Будит нас. (петух)
15. Вспушит она свои бока,
Свои четыре уголка,
И тебя, как ночь настанет,
Все равно к тебе пристанет. (подушка)
16. Братьев этих – ровно семь,
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят друг за другом,
А прощается последний –
Появляется передний. (дни недели)
39. Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придет весна,
Просыпается от сна. (медведь)
39. Есть семь братьев:
Годами равные, именами разные. (дни недели)
39. Днем молчит, ночью ворчит,
Кто к хозяину идет,
Ему знать дает. (собака)
39. Днем спит, ночью летает
И прохожих пугает (сова)
39. Два соседа – непоседы,
День – на работе,
День – на отдыхе. (глаза)
39. Двенадцать братьев друг за другом ходят,
Друг от друга не отходят. (месяцы)
23. В году у дедушки четыре имени. Кто это? (весна, лето, осень, зима)
24. В шубе летом, зимой раздеты. (деревья)
25. Весной вырастают, осенью опадают. (листья)
26. Летом в огороде свежие, зеленые,
А зимою в бочке желтые, соленые. (огурцы)
27. Четыре раза к нам приходит дед,
И каждый раз в новое одет.
Все платья меняет
И все сначала начинает. (год)
28. Зимой и летом одним цветом. (елка)
29. Зимой лежал, а весной в речку побежал. (снег)
30. Годовой кусточек каждый день
роняет листочек.
Год пройдет, весь лист опадет. (календарь)
31. Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днем терял он вес,
И, наконец, совсем исчез. (календарь)
32. Мы день не спим, мы ночь не спим,
И день, и ночь стучим, стучим. (часы)
33. На руке и на стене, и на башне
в вышине
Ходят с боем и без боя,
Всем нужны – и нам с тобою. (часы)
34. Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать. (часы)
35. Две сестрицы друг за другом
Пробегают круг за кругом.
Коротышка только раз,
Та, что выше, каждый час. (стрелки часов)
36. Угадай-ка: «Есть у меня товарищ.
Всегда он со мной и никуда от меня
не уходит. Куда я, туда и он. Я подниму
руку, и он поднимет, я побегу, и он сам
побежит.
Только странно: утром он длинный,
в полдень короткий, а летом через все
поле хватает. Светло – он со мной,
темно – его нет. (тень)
37. Птички улетели, стали дни короче,
Солнышка не видно, темны, темны ночи. (осень)
38. Кто всю ночь по крыше бьет,
да постукивает
И бормочет, и поет,
убаюкивает. (дождь)
39. Что за птицы пролетают?
По семерке в каждой стае?
Вереницею летят.
Не воротятся назад. (дни недели)
Физкультминутка: Оловянный солдатик.
1. На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу левую – к груди,
Да смотри – не упади.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
. 2. Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу,
Аист отвечает:
Топай правою ногой, (дети топают)
Топай левою ногой, (показывают левую)
Снова правою ногой,
Снова левою ногой,
После – правою ногой,
После – левою ногой.
Вот тогда придешь домой!
Д) знакомство с геометрическими формами и умение находить их в
окружающей обстановке;
загадки:
Геометрические фигуры.
1. От всех я отличаюсь,
Всегда, везде качусь.
Я ваш знакомый друг,
Известен всем вокруг. (круг)
2. Висят шары, посинели от жары. (сливы)
3. Рос шар бел,
Ветер дунул – шар слетел. (одуванчик)
4. Круглый бок, желтый бок,
Сидит на грядке колобок. (репа)
5. Кругла, да гладка, откусишь -
сладка.
Засела крепко на грядке… (репка)
6. Три вершины, три угла,
три сторонки – вот и я. (треугольник)
7. Нет углов у меня, а похож на
блюдце я,
На тарелку, и на крышку, на кольцо
И колесо,
Кто же я такой, друзья?
Назовите вы меня. (круг)
8. Что похоже на открытку, на конверт и на альбом?
Что сравнить, ребята, можно с одеялом
И ковром?
Вы подумайте, скажите, только помнить
Вы должны:
Стороны фигуры этой противоположные
Равны. (прямоугольник)
9. Я родился в день дождливый,
Под осиной молодой,
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой толстой и прямой. (гриб)
10. Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем – прямой.
Все четыре стороны одинаковой длины.
Вам его представить рад, а зовут его… (квадрат)
11. Похож на прямоугольник,
Но всем даю сигнал:
Углов я не имею, что это? (овал)
12. Что такое перед нами: круглое,
совсем без грани.
В основаниях по кругу, катим мы его
Друг другу.
А назвать никак не можем.
Может, кто-то нам поможет? (цилиндр)
13. Угла четыре мне даны, и все стороны
Равны,
Прямоугольнику я брат, а зовут
Меня… (квадрат)
14. Не овал я и не круг,
Треугольнику не друг,
Прямоугольнику я брат,
А зовут меня… (квадрат)
15. Мы треугольнику – два друга.
Кладите нас друг против друга.
Получится наш третий друг. (прямоугольник,
Кто это? квадрат, ромб)
Предлагаемые вопросы, задания, игры не требуют вычислений, но каждое из упражнений побуждает производить сравнения, делать выводы, заставляет мыслить правильно, то есть последовательно, доказательно.
1. Умеешь ли ты рассматривать чертеж?
Найти на чертеже 8 треугольников и 5 четырехугольников.
2. Каких фигур больше?
Найди на чертеже все треугольники и все четырехугольники.
Каких фигур больше: треугольников или четырехугольников?
3. Сумеешь ли ты увидеть?
На этом чертеже имеется 8 треугольников. Покажи их.
4. Чем похожи эти фигуры?
5. Гляди на чертеж.
Сколько всего треугольников и сколько четырехугольников ты
видишь на этом чертеже?
6. Разложи их на три группы.
Дай правильное название каждой линии, изображенной на рисунке.
Разложи их на три группы так, чтобы в каждой группе были только схожие между собой линии. Запиши номера линий, которые ты относишь к первой группе, затем ко второй, к третьей.
7. Сумей сосчитать.
На чертеже найди различные треугольники и квадраты. Сосчитай,
сколько всего квадратов на этом чертеже? Сколько здесь различных треугольников?
8. Какая фигура лишняя?
Среди изображенных пяти фигур четыре имеют в чем-то сходство,
а одна из них отличается. Найдите эту лишнюю фигуру, чем она отличается от остальных?
9. Знаешь ли ты эти фигуры?
Назови подряд каждую из изображенных здесь фигур, чем похожи
фигуры 1 и 5. Какое общее название можно дать фигурам 1 и 5?
10. Чем они отличаются?
Посмотри внимательно на эти две фигуры и ответь на вопрос: какие
два признака имеются у прямоугольника и отсутствуют у четырехугольника, по которым они отличаются друг от друга?
11. По какому признаку квадрат отличается от прямоугольника?
«Родственники»
Жила на свете важная фигура. Важность ее признавалась всеми людьми, так как при изготовлении многих вещей форма ее служила образцом. А имела фигура такой вид:
Кого бы не встретила она на своем пути, всем
Хвалилась: - Посмотрите, какой у меня красивый вид:
стороны мои все равные, углы все прямые. Если пере-
гнусь я по средней вертикальной линии, то противопо-
ложные стороны мои так и сольются, и углы один на
другой точь-в-точь совместятся. Коли перегнусь я по
средней горизонтальной линии, опять углы мои и про-
тивоположные стороны сравняются. Захочу перегнуть-
ся по любой линии, идущей с угла на угол, тогда и соседние стороны сольются. Красивее меня нет фигуры на свете.
- Как же зовут тебя, брат? – спрашивали встречные.
- А зовут меня просто… (назови эту фигуру).
Ходил квадрат по свету… И стало тяготить его одиночество: ни побеседовать задушевно не с кем, ни потрудиться в хорошей, дружной компании не приходится. А уж какое веселье одному! Весело бывает только вместе с друзьями! И решил квадрат поискать родственников.
- Ежели встречу родственника, то я его сразу узнаю, - думал квадрат, - ведь он на меня должен быть чем-то похож.
Однажды встречает он на пути такую фигуру:
стал квадрат к ней присматриваться. Что-то знако-
мое, родное увидел он в этой фигуре. И спросил он
тогда:
- Как зовут тебя, приятель?
- Называют меня… (Как называется вторая
фигура?)
- А мы не родственники с тобой? – продол-
жал спрашивать квадрат.
- Я бы тоже был рад узнать об этом.
Если у нас найдутся четыре признака. По ко-
торым мы похожи. То значит, мы с тобой родствен-
ники и у нас тогда имеется общее название, - отве-
тил прямоугольник.
Стали они искать и нашли эти четыре признака сходства (какие четыре признака сходства имеют квадрат и прямоугольник, ребята? Какое общее название они имеют?).
Обрадовались фигуры тому, что нашли друг друга.
Стали теперь они вдвоем жить-поживать, вместе трудиться, вместе и веселиться, и по белу свету шагать.
Отдыхают они однажды на опушке леса и видят: выходит из-за кустарника какая-то новая фигура и направляется прямо к ним.
А вид она имела такой:
Поздоровалась вежливо фигура с квадра-
том и прямоугольником и с облегчением говорит:
- Долго я искала представителей нашего
старинного рода. Наконец-то я вас нашла, разыс-
кала своих родственников.
- А как же тебя зовут? – с удивлением спро-
сили новую фигуру.
- Зовут меня… (как называют эту фигуру?)
- А как ты докажешь, что мы родственники?-
вновь последовал вопрос.
- Очень просто. Мы все имеем два общих признака. И эти два признака сходства были названы (назови два признака, по которым все эти фигуры имеют сходство).
Так встретились и стали вместе жить три родственные фигуры, которые назывались теперь одним словом… (каким одним словом называют эти фигуры?).
12. Сумеешь ли ты различить?
Назови геометрические фигуры, из которых составлен «человечек».
Который из этих «человечков» лишний? (не похож на остальных), чем он отличается?
Который из этих «человечков» лишний? Чем он отличается от остальных?