Диагностика сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
2. Тест «Взятие ребенком на себя роли»
3. Тест «Устойчивость в подчинении игровому правилу (по Д. Б. Эльконину)»
4. Тест « Влияние сюжета и роли на подчинение правилу, содержащемуся в игре (по Д. Б. Эльконину)»
5. Тест «Особенности сюжетно-ролевой игры»
7. Заключение
Введение
Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей. Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями.
Ниже представлены некоторые тесты, используемые для диагностики сюжетно-ролевой игры.
Тест «Взятие ребенком на себя роли»
Цель. Изучение особенностей взятия ребенком на себя роли. Экспериментальный материал. Сюжетные игрушки для игр в «детский сад», «семью», «больницу». Ход проведения исследования. Проводится 3 экспериментальные серии игр с детьми 3-7 лет. Первая серия. Игры в «самих себя», во «взрослых», в «товарищей». Серия состоит из трех взаимосвязанных ситуаций. В каждой из организованных таким образом игр принимают участие по двое детей всех возрастных групп детского сада. Вторая серия. Игры с нарушением последовательности действий при выполнений ребенком роли. Организовывают игры с хорошо знакомым детям содержанием; в «детский сад», в «больницу», в «Семью». По ходу игры экспериментатор пытается нарушить последовательность действий (например, сначала предлагает «съесть мороженое, а потом суп»). В каждой из игр принимают участие по двое детей всех возрастных групп. Третья серия. Игры с нарушением" смысла роли. Роль ставится в противоречие с действиями, которые должен выполнять ребенок. Можно использовать 2 ситуации.
Оценка результатов. В первой серии определяют, что прежде всего выделяет ребенок в действиях взрослого. Выясняют, как роль взаимосвязана с правилами действия или общественного поведения. Во второй серии анализируют, каков характер логики действий и чем она определяется. Как относится ребенок к нарушению логики действий и каковы мотивы протеста против ее нарушения. На основе данных первой и второй серий определяют уровень развития игры для каждого ребенка. В третьей серии определяют отношение ребенка к роли, взятой на себя в игре, доказать, что внутри роли фактически имеется известное правило поведения, отражающее логику реального действия и реальных отношений.
Тест «Устойчивость в подчинении игровому правилу (по Д. Б. Эльконину)»
Цель диагностики. Изучение устойчивости в подчинении игровому правилу. Экспериментальный материал. Сюжетные игрушки для игры в «дочки-матери» и «пожарных». Ход проведения исследования. Исследование проводится с детьми 3-7 лет. Сюжет игры варьируют с учетом возраста и пола детей. Взрослый организует следующие ситуации: ситуация - экспериментатор предлагает детям поиграть в «дочки-матери». Когда игра разворачивается, он берет на себя роль воспитателя и предлагает играющим оставить своих дочек в детском саду; ситуация — экспериментатор Организует игру в «пожарных», берет на себя роль пожарного и, когда команда прибывает тушить пожар, просит шофера остаться в машине.
Оценка результатов. Анализируют поведение ребенка в ситуации борьбы мотивов, когда необходимо подчиниться правилу, вытекающему из роли, преодолев сиюминутные желания. Детей распределяют по четырем уровням подчинения игровому правилу по возрастам: 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет.
Тест « Влияние сюжета и роли на подчинение правилу, содержащемуся в игре (по Д. Б. Эльконину)»
Цель диагностики. Изучение влияния сюжета и роли на подчинение правилу игры. Экспериментальный материал. Разработанные сюжеты игр в «эстафету», «машинистов», «прятки», «кошки-мышки». Ход проведения исследования. Исследователь организует несколько серий. Во второй серии появляется роль, а в четвертой — еще и сюжет.
Оценка результатов. Подсчитывают количество детей, подчинившихся и не подчинившихся правилу. Результаты заносят в таблицу. Рассматриваются особенности поведения детей разных возрастов в играх с сюжетом и без сюжета и особенности подчинения правилу в игре. Делают выводы о влиянии сюжета и роли на эффективность подчинения правилу.
Тест «Особенности сюжетно-ролевой игры»
Цель диагностики. Изучение особенностей сюжетно - ролевой игры. Ход проведения исследования. Проводят наблюдение в естественных условиях за самостоятельной сюжетно - ролевой игрой детей 2—7 лет. Оценка результатов. Анализ протоколов проводят по схеме:
1. Замысел игры, постановка игровых целей и задач.
2. Содержание игры.
3. Сюжет игры.
4. Выполнение роли и взаимодействие детей в игре.
5. Игровые действия и игровые предметы.
6. Игровые правила.
7. Достижение результата игры.
8. Особенности конфликтов в игре.
9. Игровая среда.
10. Роль взрослого в руководстве игрой.
Тест « Игровая комната»
Цель диагностики. Выявление особенностей общения и взаимодействия детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. Ход проведения исследования. Взрослый вызывает к себе одного ребенка, дает определенную инструкцию и задают последовательные вопросы. Оценка результатов. При анализе данных могут рассматриваться следующие параметры.
· Инициатива и позиция в общении.
· Благополучие общения.
· Развитие игровых навыков.
· Способы разрешения конфликтной ситуации.
Заключение
Свободная сюжетная игра — самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. «Возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт.Игра имеет значение не только для умственного развития ребёнка, но и для развития его личности. Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми.
Однако свои развивающие функции игра выполняет в полной мере, если с возрастом она всё более усложняется, и не только по своему тематическому содержанию.
Список литературы
1. Виноградова Н., Позднякова Н. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: - Айрис-Пресс; 2011 г., 128 стр.
2. Деркунская В., Харчевникова А. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей 4–5 лет. Учебно-методическое пособие: - Центр педагогического образования; 2012 г., 144 стр.
3. Краснощекова Н. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста: - Феникс; 2014 г., 256 стр.