Аппликация как вид народного декоративно-прикладного искусства
СОДЕРЖАНИЕ
1.3.Методы обучения аппликации в разных возрастных группа
2. АППЛИКАЦИЯ ИЗ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА
2.1.Характеристика природного материала
2.3. Обучение аппликации из природного материала детей дошкольного возраста
3. РАБОТА С ОБЪЕМНЫМ ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ
3.1.Характеристика объемного природного материала
3.2.Материалы для крепления деталей
3.3.Методы обучения детей выполнению объемных поделок
4.1.Характеристика видов бумаги для конструирования
4.2.Описание объемных видов работ
4.3.Методы обучения детей выполнению объемных поделок
Введение
Аппликация - способ создания орнаментов или художественных изображений путем наложения на бумагу, ткань и т.д. разнообразного материала. Сегодня учебно-воспитательный процесс в школе должен включить в себя эффективные формы и методы развития, воспитания детей на народных традициях и искусстве; самое ценное, созданное веками мудростью и культурой народа, должно включиться в систему воспитания и образования современного человека.
1. АППЛИКАЦИЯ КАК ВИД НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА: ПОНЯТИЕ, МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ АППЛИКАЦИИ, ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ АППЛИКАЦИИ
1.1. Виды аппликации в ДОУ
В детском саду используют такие виды аппликационных работ, как наклеивание готовых форм и вырезывание и наклеивание форм (отдельных предметов, сюжетное, декоративное). Дошкольники могут вырезывать формы по частям или в виде силуэта. Составление предмета из отдельных частей для них легче, как и всякое конструктивное изображение в рисовании или лепке.
1.2. Тематика детских работ
Тюльпан для мамы, Флажки для Защитников Отечества, Подарок для мамочки, Букетик для мамы, Идея открытки на 8 марта, Подарок для любимой мамы «Чашка», Подарок для бабушки, Сувенир-блокнот, Подарок для папы к 23 февраля, Мой папа когда-то был солдатом…, Олимпийские символы, Необычный стильный костюм, Хоккейный матч, Снеговик.
1.3. Методы обучения аппликации в разных возрастных группах
Вторая младшая группа. В младшей группе готовые формы для наклеивания раздают каждому ребенку в специальном пакетике после объяснения задания. После того как объяснение педагога выслушано и формы для наклеивания розданы, дети раскладывают их на листе в соответствии с заданием. Воспитатель проверяет правильность расположения элементов. После раскладывания он показывает и объясняет процесс наклеивания, если дети еще не освоили его. Каждое свое действие воспитатель сопровождает объяснением.
В средней группе дошкольники составляют аппликации, пользуясь как готовыми формами, так и самостоятельно вырезанными. Можно предложить ребятам самостоятельно продумать и подобрать цвет неваляшки. При более сложных заданиях в средней группе материал раздают индивидуально каждому. Образец бывает необходим в декоративных работах из готовых форм и в предметных заданиях, где нет возможности использовать натуру.
Старшая группа. Опираясь на представления детей и используя натуру, воспитатель проводит анализ строения предмета, вычленяя отдельные части, обрисовывая их формы и отмечая соотношения их друг с другом. Образец используют в старшей группе в тех случаях, когда дошкольники впервые изображают предмет. В старшей группе некоторые аппликационные работы выполняются детьми коллективно.
Подготовительная группа. Новым в программном материале в этой группе является силуэтное вырезывание. При анализе натуры воспитатель обращает внимание детей на особенности контура предмета, обводя его пальцем. Предусмотрено выполнение аппликаций из предметов, контур которых включает какие-либо детали. В некоторых случаях силуэтное вырезывание проводят по заранее нарисованному контуру. Новое для детей — это соблюдение последовательности в расположении и наклеивании форм.
2. АППЛИКАЦИЯ ИЗ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА
2.1. Характеристика природного материала
Листья кукурузы, папоротника, березы, клена, дуба, сирени, липы, каштана, вяза, осины и т.д. Семена клена, вяза, ясеня. Шишки – плоды хвойных деревьев – сосны, ели, кедра, пихты. Косточки арбуза, тыквы, кабачка, яблока, дыни тщательно промывают водой и просушивают на листе бумаги. Зерна кукурузы аккуратно счищают с початка, раскладывают на салфетке. Скорлупа грецкого ореха достаточно твердая, с рельефной поверхностью. Скорлупа фисташек обладает приятным кремовым цветом и легко разламывается. Скорлупа арахиса достаточна мягкая, легко режется, очень легкая. Скорлупа кедровых и лесных орехов темно-коричневого цвета, достаточно твердая. Ягоды рябины с ярко-красной и оранжево-красной окраской, круглой формы. Кожура от апельсина и лимона, высыхая, приобретает более темный цвет и становится твердой. Желуди овальной формы, нежно-бежевого цвета. Плоды каштана блестящие, ярко-коричневого цвета. Можно использовать травы разной формы.
Ракушка – это оригинальный домик, который носят моллюски. Камушки также собирают на берегу рек, озер и морей. Тополиный пух собирают с сережек тополя, отделяя семена и чешуйки. Как правило, используют куриные, утиные и гусиные перья. Кора различается по цвету, толщине, характеру поверхности. В аппликации чаще всего используют солому пшеницы, ржи, овса. Листья кукурузы отделяют от початков, разглаживают и высушивают. Физалис – многолетнее растение, которое выращивают на садовых участках. Расцветка мха может быть самая разнообразная – светло-серая, нежно-голубая, ярко-зеленая. Наборы «Саше» можно приобрести в цветочных магазинах.
2.2. Содержание детских работ
«Аквариум с рыбкой». Раздаточный материал: шаблон аквариума, альбомный лист, фон, засушенные листочки, ботва моркови, ножницы, карандаш, гречневая крупа, фасоль, клей, кисточка для клея №2, подставка для кисти, салфетки, клеенка.
«Осенний пейзаж» для детей 6-7 лет. Необходимый материал: осенние листья, клей ПВА, картон голубого цвета (А3), мох, листья папоротника, перламутровые акриловые краски, шишки лиственницы, самоклеющаяся бумага синего цвета (озеро), рамка (28×35).
2.3. Обучение аппликации из природного материала детей дошкольного возраста
Методика организации работы детей дошкольного возраста с природным материалом основывается на принципах дидактики: от простого к сложному. При этом важное значение приобретает принцип повторяемости действий. Для правильной выработки навыков работы простейшими инструментами и с материалами необходимы показ и объяснение воспитателя, определенные практические действия детей под контролем взрослого, наблюдающего за правильностью выполнения операций и формированием навыка. Можно наметить общую характерную схему последовательности работы:
1. Рассматривание и анализ образца игрушки.
2. Установление поэтапной последовательности ее изготовления с предварительным планированием хода работы.
3. Выбор способа соединения частей игрушки.
4. Подбор материала и инструментов.
5. Изготовление игрушки.
6. Анализ и оценка детских игрушек.
3. РАБОТА С ОБЪЕМНЫМ ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ
3.1. Характеристика объемного природного материала
В практике занятий находит место объемный природный материал - шишки, каштаны, желуди. Он удобен тем, что его форма позволяет передать подобие различных существ. Однако, несмотря на его изобилие, используется он недостаточно. Это объясняется рядом причин: сложностью обработки, недостатком опыта, трудностью соединения деталей и т. д.
3.2. Материалы для крепления деталей
Дошкольникам соединение деталей из природного материала целесообразнее производить при помощи пластилина. Соединение желудей производят на шипах, т.е. небольших палочках, вставленных в отверстия желудей. Соединяют каштаны так же, как и желуди.
3.3. Методы обучения детей выполнению объемных поделок
Для наиболее сознательного и прочного усвоения знаний, овладение умениями и навыками, при обучении детей используются такие методы как:
словесный
наглядный
практическая творческая деятельность
репродуктивный
частично - поисковый
использование ИКТ
исследовательский.
4. РАБОТА С БУМАГОЙ
4.1. Характеристика видов бумаги для конструирования
Газетная бумага — рассчитана на кратковременное пользование. Книжно-журнальная бумага. Обложечная, или упаковочная. Настольная бумага может быть использована для создания композиций крупного масштаба, а также в качестве фона для размещения отдельно сделанных поделок, объединенных сюжетом. Глянцевая бумага является прекрасным материалом для изготовления поделок приемами оригами, так как хорошо складывается. Мраморная бумага может служить фоном для наклеивания декоративных композиций, из нее складывают домики, корзины, коробочки, ящички, подставки и т. п. Шагреневая бумага иногда она может быть применена для фона в декоративной композиции, выполняемой по мотивам народного орнамента. Обойная бумага может найти самое широкое применение в конструировании поделок крупного масштаба или служить фоном для размещения тематических композиций. Упаковочная и оберточная бумага. Писчая, потребительская бумага, почтовая бумага екомендуется для широкого применения в изготовлении поделок по типу оригами после предварительной окраски в тот или иной цвет, а детям дать возможность выбрать нужную бумагу по цвету, чтобы полностью осуществить задуманное в процессе конструирования. Бумагу чертежно-рисовальную используют как основу для украшения предметных, декоративных и сюжетных композиций. Кальку используют, чтобы показать прозрачность крыльев бабочек, стрекоз, жуков, изготовить нарядные елочные украшения, игрушки в виде фонариков, корзиночек и т. д.
Бумага впитывающая пригодна для изготовления цветов, некоторых разновидностей птиц. Картон — на занятиях по художественному конструированию по типу оригами используют тонких сортов, разного цвета.
4.2. Описание объемных видов работ
Конструирование объемных моделей по плоскостному изображению с использованием развертки. Если развертку приложить к листу бумаги, а затем обвести ее контур и изобразить границы смежных граней как линии сгиба – штрихпунктирной с двумя точками тонкой линией, это будет чертеж развертки. Исходным материалом для изготовления игрушек из бумаги будет цветная бумага, разрезанная на полоски различной ширины и длины. Склеив такие полоски клеем ПВА в цилиндры, и комбинируя их, можно будет создать множество разнообразных животных, цветов и т.д. Квилинг, также бумагокручение - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.
Оригами (яп. «сложенная бумага») — вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги.
4.3. Методы обучения детей выполнению объемных поделок
Чтобы обучение у детей происходило эффективно необходимо соблюдать условия:
· Поэтапность и систематичность
· Привлечение родителей
Методика обучения технике оригами строится на наглядном и подробном объяснении процесса изготовления конкретной игрушки.
Заключение
Своеобразие аппликации заключается как в характере изображения, так и в технике ее исполнения. Изображение в аппликации обладает большой условностью по сравнению с другими видами плоскостного изображения — рисунком, живописью.
Список литературы
1. Бедина М.В. Поделки из природных материалов. - Белгород.
2. Гришина Н. И., Анистратова А. А. Поделки из полосок бумаги: - Оникс, 2011 г.
3. Дубровская Н.В. Большая книга аппликаций из природных материалов. - М.: Астрель, Сова, 2010.
4. Новикова И.В. Аппликация из природных материалов в детском саду: - Академия развития, 2010
5. Чен Н.В., Бедина М.В. Забавные поделки шаг за шагом. - Белгород: Издательство «Клуб семейного досуга», 2012.