3 конспекта занятий по развитию речи
Конспект занятия по словарной работе «Дружба и друзья» (вторая младшая группа)
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», Чтение Художественной Литературы.
Демонстрационный материал: паровоз, сундучок, рукавички, заяц, лиса.
Методические приемы: игровая ситуация, физминутка, чтение художественной литературы, рефлексия.
Словарная работа: друзья, грустный, веселый.
Цель: развивать элементарные представления о дружеских взаимоотношениях. Задачи:
1. образовательные – формировать дружеские отношения в коллективе, способствовать накоплению опыта доброжелательных отношений, отрицательное отношение к грубости.
2. развивающие – развивать разговорную речь детей, обогащать словарный запас.
3. воспитательные – воспитывать коммуникативные навыки, чувство сопереживания, положительные эмоции.
Ход занятия.
Дети зашли в группу, поздоровались с гостями. Воспитатель:
- Дети, какое у вас сегодня настроение?
- Покажите (улыбаются).
- А можем мы свое настроение кому-нибудь подарить? (да).
Давайте мы свое хорошее настроение подарим гостям (дети дарят улыбки).
- Дети, сегодня я хочу предложить вам путешествие на паровозе.
- Вы поедете со мной? Садитесь все в вагончик.
Песня «Паровозик».
Паровоз, паровоз
Новенький, блестящий,
Он вагоны повез,
Будто настоящий.
Кто едет в поезде?
Наши ребятишки,
В гости поехали.
Воспитатель:
- Ой. Что случилось? Почему наш паровоз встал, и музыка больше не играет? Давайте выйдем из вагончика и посмотрим.
- Ой, кто это? (зайчик).
- Давайте поздороваемся (здороваются).
- Как вы думаете, какой зайчик? (грустный, печальный).
- Почему вы так решили? (не улыбается).
- Как вы думаете, кто его мог обидеть? (лиса, волк).
- Давайте у него спросим?
- Какая лиса?
- Зайка, что же она сделала? (забрала рукавички).
- Дети, можно их назвать друзьями? (нет).
- Почему? (обидела, забрала рукавички).
- Кто такие друзья?
Друзья – это те, кого любишь, кому рад, без кого скучаешь.
- А можно нас назвать друзьями? (да).
- Почему? (мы не обижаем, делимся игрушками).
Игра «Хорошо - плохо».
Обижать друг друга – плохо
Делиться игрушками – хорошо
Играть вместе – хорошо
Ссориться – плохо.
Воспитатель:
- Ребята, а мы сможем зайке помочь? (можем).
- Давайте найдем лису и вернем зайке рукавички.
- Посмотрите, здесь дорожка, давайте по ней пойдем, посмотрим, куда же она нас приведет?
Физминутка.
Шли зайки, по дорожке поднимая ножки (шагают, высоко поднимая ноги). Хвостики прижали (идут вприсядку). Лапки вверх подняли (руки вверх). Вот перед нами ручеек, зайки прыг, зайки скок (прыгают). Дальше зайки в лес пошли, в гости к лисоньки пришли.
Сидит лиса, а в лапах у нее сундучок.
- Простите меня, друзья, я больше никого не буду обижать (подает сундучок).
Воспитатель:
- Вот чудесный сундучок,
Всем ребятам он дружок.
Очень хочется всем нам
Посмотреть, ну что же там?
- Загляните в сундучок и посмотрите, что же там? (достают рукавички).
- Ой, все рукавички перепутались, давайте поможем их разобрать.
Игра «найди пару» (дети находят пары разные по размеру, цвету, одни для зайца сделанные из белого меха).
«Найди дружка».
Воспитатель:
- Ребята, мы играли, а про зайчика совсем забыли.
- Нужно зайчика с лисичкой помирить.
- Пойдем лисонька с зайчиком мириться.
- Ребята, а как мы их будем мирить?
- А может, мы им танец станцуем?
Танец «Помиримся»
Воспитатель:
- Зайка с лисонькой помирились, как их можно теперь назвать? (друзьями).
- А мы с вами тоже друзья? (да).
- Давайте всем покажем, как мы умеем дружить (берут друг друга за руки).
- А теперь нам пора, уезжаем детвора (дети садятся в вагончик).
Играет музыка: загудел паровоз и вагончики повез
Чу-чу-чу, чу-чу-чу, далеко я укачу.
Дети прощаются и уходят.
Конспект занятия «Подготовка к обучению грамоте» (старшая группа)
Тема: Подготовка к обучению грамоте. «Знакомство с согласными звуками [с],[с’], буквой С».
Цель: продолжить знакомство с согласными звуками [c],[c’] и буквой С; закреплять с детьми звуки [а], [у], [о], [м], а также буквы. Задачи:
1. Обучающие – учить детей делить слова на слоги, выделять звук С и определять его место в слове; закреплять обобщающее понятие «дикие животные и домашние животные»; учить подбирать к слову соответствующую ему звуковую схему; познакомить детей с ударным гласным звуком; учить детей читать и составлять слова.
2. Развивающие – развивать умение анализировать правильное написание буквы; развивать любознательность, внимательность, сообразительность, мышление.
3. Воспитывающие – воспитывать у детей интерес к животным; воспитывать у детей умение внимательно слушать друг друга.
Материал к занятию. Полотно с буквами, домики с гласными и согласными буквами, указка, иллюстрации с изображениями животных, схемы слов, рабочие тетради Астафьевой Е.О. «Играем, читаем, пишем» простые и цветные карандаши на каждого ребенка.
Ход занятия.
(Дети сидят полукругом)
- Мы знаем, что есть звуки, которые можно долго и громко произносить – тянуть, при этом во рту ничего не мешает, нет преграды. Как называют такие звуки? (Гласные [а], [о], [у]).
- Как называют звуки, которые произносятся при помощи губ, зубов, языка? (согласные [м], [х], [с]).
- Сегодня мы продолжим знакомство со звуками [c], [c’] и буквой С, которая обозначает эти звуки.
- Горло – домик голоса.
Если приложить тыльную сторону ладони к горлу и произнести звук [c], то горло не дрожит. Звук произносится глухо и называется глухим согласным звуком.
- Покажите, где живет глухой согласный? Он может произносится твердо (сахар, сом, Саша) и мягко (сено, Василек).
Придумайте слова со звуком [c] и [c’].
А сейчас послушайте загадку:
Я катаюсь на нем до вечерней зари,
Но ленивый мой конь везет только с горы.
А на горку всегда сам пешком я хожу
И коня своего за веревку вожу.
(Сани)
Чтение слова «сани».
- Какой первый звук в слове «сани»?
- Это гласный или согласный?
Докажите. (Когда мы произносим, во рту мешают зубы и язык, но нельзя произнести громко).
- Сколько слогов в слове? Как вы догадались? (В слове «сани» два гласных звука [а], [и], значит и два слога).
- Какой первый слог в слове «сани»?
Второй?
- Составьте предложение с этим словом.
Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре –
Топаем ногами.
Раз, два, три, четыре –
Хлопаем руками.
Руки вытянуть пошире –
Раз, два, три, четыре.
Наклониться – три, четыре
И на месте поскакать
На носок, потом на пятку
Пять, шесть – за столы тихо сесть
(Дети сели за столы).
- Каких животных называют домашними? Каких вы знаете?
- Каких животных называют дикими?
- Какие дикие животные живут в нашей республике РБ?
- Давайте поиграем в игру «Кто лишний». (свинья, кошка, лиса, собака).
(Лиса лишняя, так как она – дикое животное, все остальные - домашние).
- А теперь поиграем по-другому. Лишним будет животное, в названии которого нет звука [c] (кошка).
- Эти схемы обозначают слова с различным количеством слогов: два три.
- К какой схеме относится название каждого животного?
- Откройте рабочие тетради.
- Посмотрите, как правильно пишется слово собака. Расставьте гласные над слоговой схемой этого слова, поставьте ударение.
- Напишите над схемой для двухсложного слова гласные О, А (либо И,А) и определите к какому слову будет относится эта схема: кошка или лиса. Поставить ударение.
- В игру «Кто лишний?» можно поиграть еще и по-другому: учитывать количество слогов в слове. (Лишним будет слово собака, т.к в нем три слога, а в остальных по два).
Физминутка
- А теперь следующая игра «Путешествие с буквой С».
- Стрелки на рисунке обозначают путь, по которому мы пройдем в нашем путешествии; если при этом правильно произносить звуки, обозначенные буквами, то получатся слова. Важное условие надо тянуть произносимый звук, пока «идет» по стрелочке к следующему звуку (букве).
Найдите схему, соответствующую звуковому составу этого слова, запишите над схемой соответствующее слово, закрасьте схему. (ус, оса, сам, сом, суп, соки).
Подвести итог занятия
Конспект занятия по связной речи «В гостях у сказки» (подготовительная группа)
Цель занятия: развитие речи детей, через сочинение сказок по иллюстрациям, по названию, по набору игрушек. Задачи:
1 обучающие – учить связно, последовательно излагать ход придуманной сказки, используя зачины, повторы, присказки, концовки русских народных сказок; закрепить умение использовать в речи эпитеты, характеризирующие героев, использовать в речи диалоги; продолжать учить детей пересказывать по ролям сказку, передавая текст точно, последовательно, выразительно.
2 развивающие – развивать у детей творческое мышление, фантазию при составлении сказок по иллюстрациям, по сюжету, по названию сказки, по пословице, по набору игрушек.
3. Воспитательные - воспитывать умение понимать смысл пословиц.
Предварительная работа: чтение, рассказывание русских народных сказок; рассматривание иллюстраций к сказкам; просмотр мультфильмов по теме о русских народных сказок; проведение дидактических игр: «Узнай сказку по картинкам», «Чей головной убор?», «Из какой сказки герой» и т.д.; заучивание загадок; участие в интернет-конкурсе «Моя любимая сказка».
Оборудование: перфокарта, аудизапись, иллюстрации в форме слайдов, набор игрушек, настольный театр, телефон
Ход занятия.
Воспитатель:
Ребята, знаете ли вы, кто такие путешественники? А вы хотели бы ими стать? Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие, но чтобы узнать в какое, нужно отгадать зашифрованное слово на этой перфокарте. Мы будем отгадывать его по 1-м буквам слов, отгаданных вами загадок.
Красна девица грустна, ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко, слёзы льёт бедняжка – Снегурочка.
На сметане мешён, на окошке стужён.
Круглый бок, румяный бок, покатился – Колобок.
Всех излечит, излечит, добрый доктор – Айболит.
Она красива и мила, а имя её от слова зола? – Золушка.
Толстяк живёт на крыше, летает он всех выше – Карлсон.
В сказках он всегда простак, все зовут его дурак.
Но ум ещё покажет свой, этот сказочный герой – Иванушка.
Дети выполняют задание, читают слово, решают, куда отправятся в путешествие.
С |
К |
А |
З |
К |
И |
Звучит музыка. Воспитатель:
Эта музыка переносит нас в чудесный мир сказок. Мы отправляемся в путешествие по сказкам. (показ слайдов)
Кто живёт в сказках?
Как начинается сказка?
Какими словами заканчивается?
Что можно использовать, чтобы сказка была красивой (песенки, присказки, пословицы, поговорки)
Ребята, а какие присказки вы знаете? (показ слайдов)
«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»;
«Сказано-сделано».
Воспитатель:
А вы много знаете сказок? Сейчас проверим: (показ слайдов)
Загадывание загадок детьми.
Мышка дом себе нашла, мышка добрая была.
В доме том, в конце концов, стало множество жильцов.
Не лежалось на окошке, покатился по дорожке.
По тропе, шагая бодро, сами вёдра носят воду.
Отворили дверь козлята, и пропали все куда-то.
А дорога далека, а корзина нелегка.
Сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок.
Колотил, да колотил по тарелке носом.
Ничего не проглотил и остался с «носом».
Воспитатель:
Вы хорошо знаете сказки. А сейчас вы сами будете придумывать разные сказки.
Выставляется иллюстрация (показ слайдов)
«Сказочная избушка»
Воспитатель:
У меня в руках волшебное колечко. Мы будем произносить слова, и у кого окажется колечко, тот и будет рассказывать сказку.
Покатилось, покатилось, светлое колечко
Покатилось, покатилось, с нашего крылечка.
Кто колечко возьмёт, тот и сказку начнёт.
Ребёнок по иллюстрации составляет сказку.
Воспитатель:
Молодец, хорошую придумал сказку
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА - «В темном лесу есть избушка»
В темном лесу есть избушка – дети шагают
Стоит задом наперед – дети поворачиваются
В этой избушке есть старушка – Грозят пальцем
Бабушка Яга живет – грозят пальцем другой руки
Нос крючком, - показывают пальчиком
Глаза большие – показывают
Словно угольки горят- покачивают головой
Ух, сердитая какая! – бег на месте
Дыбом волосы стоят –руки вверх
Воспитатель:
Ну, а теперь продолжаем дальше своё путешествие.
Выставляется иллюстрация леса (показ слайдов) и набор игрушек: белка, ёжик, мишка.
Воспитатель:
Надо придумать сказку по игрушкам.
Покатилось, покатилось, светлое колечко
Покатилось, покатилось, с нашего крылечка.
Кто колечко возьмёт, тот и сказку начнёт.
Ребёнок составляет сказку по игрушкам.
Воспитатель:
Молодец. Давайте продолжим наше путешествие. Я вам предлагаю придумать сказку по теме: «Как лиса и заяц подружились».
Давайте вспомним, каким в сказках показан заяц? (показ слайдов)
Дети: Трусливым, пугливым, беззащитным. (показ слайдов)
Воспитатель: -А какая у нас лисичка в сказках?
Дети: Хитрая, плутовка, обманщица.
Дети придумывают сказку, используя сказочных персонажей настольного театра.
Воспитатель:
А мы продолжаем наше путешествие по сказкам. Ребята, вы знаете много пословиц. Давайте вспомним. (показ слайдов)
Хороша кашка, да мала чашка.
Жить в соседях, быть в беседах.
Умей в гости звать, умей и угощать.
Что есть в печи, всё на стол мечи.
Что посеешь, то и пожнёшь.
Воспитатель:
А теперь послушайте вот такую пословицу: «Как аукнется, так и откликнется».
Как вы её понимаете? – ответы детей.
Мы с вами читали русскую народную сказку: «Как аукнется, так и откликнется».
Давайте вспомним эту сказку. (показ слайдов)
Вопросы воспитателя:
О чём говорится в этой сказке?
Какою вам представляется лиса в этой сказке.
Что вам понравилось в сказке?
Как вы понимаете выражение: «не солоно хлебавши»; «потчует», «стряпала», что они означают?
Почему так называется сказка?
Что означает выражение: «как аукнется, так и откликнется»?
Воспитатель:
А теперь я предлагаю вам рассказать эту сказку своему другу по телефону.
Вы должны постараться правильно передать содержание сказки по телефону, чтобы ваш друг понял какая эта сказка и кто в ней главные герои.
Пересказ сказки по телефону
Воспитатель:
Наше путешествие в мир сказок заканчивается. (показ слайдов)
Вспомните, какие сказки вы сегодня придумали?
Чья сказка понравилась больше всех? (показ слайдов)
Назовите свои любимые сказки.
Чем они вам нравятся?
А чему учат сказки?
Вот и закончилось наше путешествие. Вы сегодня все старались и были просто молодцы. (показ слайдов)