Методика по коррекции детей с отклонениями в развитии
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
2. Методика TEACCH (Teaching children with Autism to Mind-Read)
3. Заключение
Введение
Существует всего несколько методологических подходов, разработавших концептуальную основу, и любая авторская методика находится или в рамках этого концептуального подхода, или на стыке нескольких подходов. Многое из того, что называют отдельной методикой - например музтерапия - является лишь специфическим способом донесения информации через преимущества музыки, но концептуальные подходы (как строится занятие, каковы цели коррекции, как осуществляется закрепление материала) педагог черпает в одной из основных методик.
Методика TEACCH (Teaching children with Autism to Mind-Read)
Азы этой методики поддержки аутичных и отстающих в развитии детей (TEACCH) были заложены в 70-е годы прошлого века доктором Eric Schopler. Изначально методика представляла собой сборник упражнений и рекомендаций для специалистов и родителей детей с такими нарушениями развития. Эта методика активно развивалась в Университете Северной Каролины США и теперь используется в качестве государственной программы обучения аутичных детей в Бельгии, Дании и некоторых штатах США. Эта программа требует специальной подготовки учителей, сотрудничества коррекционного педагога с семьей и врачами, наблюдающими ребёнка.
Изначально данная методика была разработана для детей в возрасте от 4 до 13 лет с речевым развитием, соответствующим 5-летнему возрасту. В ней учтены особенности речевого развития, характерные данному возрастному этапу, и особенности развития памяти у 5-летних детей. При необходимости программу адаптируют для коррекционной работе с детьми младшего и более старшего возраста. В современном виде эта методика ориентирована на любых детей с общими нарушениями развития понимания других людей, в особенности для детей с аутизмом, умственной отсталостью и иными заболеваниями, приведшими к ЗПРР. На протяжении многих лет в рамке методики ТЕАССН были разработаны специальные методы исследования и специальные принципы составления индивидуальных программ развития детей. Речь идет о трех основных принципах:
• Исследование, ориентированное на психологическое развитие, охватывает способности и недостатки ребенка в различных функциональных сферах развития.
• Это исследование создает основу для разработки стратегий развития ребенка, при помощи которых можно достичь как краткосрочных, так и долгосрочных целей в воспитании и лечении детей.
• Индивидуальные программы развития с тренировочными заданиями, специально приспособленные к каждому ребенку, являются в итоге основной линией работы с ним.
Цель методики: формирование и развитие у детей с нарушениями развития навыков и умений по следующим сферам:
· Имитация
· Восприятие
· Крупная моторика
· Тонкая моторика
· Координация глаз и рук
· Элементарная познавательная деятельность
· Речь
· Самообслуживание
· Социальные отношения
Вся индивидуальная программа развития ребёнка согласно этой методике делится на 3 части - понимание эмоций и их причин, понимание механизмов получения информации и игра. Каждая из трех частей программы разделена на этапы, которые включают перечень упражнений и набор стимульного материала. Работа по методике TEACCH требует определённой организации пространственной среды. Если вы не имеете возможность перемещать мебель, убирать из поля зрения ребёнка лишние предметы, подбирать многообразные пособия и материалы для занятий, вам лучше отказаться от систематического применения этой методики.
Формирование понимания эмоций и причин их возникновения проходит в четыре этапа. Первый этап – подготовительный, ребенок должен научиться узнавать и называть основные эмоции (радость, грусть, страх, гнев) на фотографиях и пиктограммах. На следующем этапе детям предлагают схематично изображенные жизненные ситуации, которые вызывают у них различные эмоции. Ребенок должен усвоить, какую эмоцию должна вызывать та или иная ситуация. Третий этап – формирование понимания эмоций, обусловленных желанием, и последний – понимание эмоций, обусловленных мнением. Упражнения подбираются таким образом, чтобы при формировании или развитии определенного навыка (к примеру, упражнение на сортировку служит развитию координации движений), также предъявляло требования к способностям ребенка из других сфер (относительно приведенного примера: к визуальному восприятию, пониманию речи и уровню познавательной деятельности).
Необходимы для выполнения упражнений материалы - это обычные предметы, которые, как правило, всегда есть дома и в школе. Благодаря такому подбору материала достигаются сразу две цели:
1) переноса приобретенных умений в новое место;
2) низкая стоимость применяемого материала.
Методика ТЕАССН ориентирована на упорядоченность действий и определённый ритуализм. Так для ребёнка изначально создаётся комфортная среда. Комфортная среда создаётся за счёт: изымания из окружающей среды раздражающих и опасных предметов, создание ритуализма и строгой последовательности действий, создание упорядоченной окружающей среды. То есть, эта методика исходит из концепции, что взрослые должны создать ребёнку особую среду для комфортабельного личного развития, изъяв из неё все раздражающие факторы. Весь день ребёнка, воспитывающегося по данной системе, подчинён строгому расписанию, которое благодаря карточкам-подсказкам усваивает ребёнок. Всем вещам присуждается определённое место. Положение вещей в комнате не меняется, причём педагог и родители стараются создать определённую логику. Скажем, расставляя книги по цветам или размеру, выстраивая в комнате зону для работы, зону отдыха, зону сна.
Коррекционные занятия включают длительный этап адаптации ребёнка и установления контакта с педагогом. Для педагога важно, привлечь внимание ребёнка, заинтересовать его, чтобы потом ребёнок САМ захотел контакта и предложил его. Нажим или побуждение к действию недопустимы.
Развитие по TEACCH может быть крайне эффективным при психотерапевтической работе с семьёй. Имеется в виду постоянные занятия всей семьи с семейным психотерапевтом. В таком случае, при наличии работы семьи над изменениями семейной системы, в рамках TEACCH для ребёнка открываются практически безграничные возможности. Однако в практике, единицы семей готовы на полное психотерапевтическое сопровождение. Возникает ещё одна сложность, что работа в сочетании - корректолог ребёнка+психотерапевт для семьи приводит часто к такой ситуации, что ребёнку, опять же, создаётся дома комфортная развивающая среда, но попадая в иную атмосферу, ребёнок "уходит" в регресс.
Заключение
В реальности существуют 4 основные методики, ярко отличающиеся по первичному подходу к рассмотрению «особого» ребёнка, а также по философии и педагогическим методам: ТЕАССН, АВА, Son-rise, предметотерапия (сенсорная интеграция и стимуляция). Любой педагог опирается в своей работе на какую-то из этих методик, сильно отличающихся по подходу и педагогическим приёмам.
Список литературы
1. Захарова Ю. В. Рисуем вместе необычными способами // Дефектология. - 2010. - № 7. - С. 11 - 17.
2. Метиева Л. А. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителя / Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова. - М.: Просвещение, 2009. - 160 с.
3. Мозговой В.М. Развитие и коррекция нарушений двигательных функций детей и подростков в процессе физического воспитания // Дефектология. - 2009. - № 4. - С. 14-18.