Физические основы физкультуры и спорта
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
2. Физиологическая характеристика мышечной деятельности
3. Физиологические состояния, возникающие в организме в процессе выполнения физических упражнений
5. Заключение
Введение
Физическая культура – это часть общечеловеческой культуры, направленная на использование различного вида двигательной активности в целях поддержания и укрепления своего здоровья.
Спорт – это целенаправленное использование специализированных физических упражнений для достижения высоких результатов их выполнения в условиях соперничества с другими людьми.
Физиологическая характеристика мышечной деятельности
Физиология – это наука о том, как работает наш организм. Физиология мышечной деятельности изучает изменения в нашем организме при физических нагрузках.
Физические упражнения – это двигательная деятельность, с помощью которой решаются задачи физического воспитания.
Таблица 1
Расход энергии при различных видах деятельности
Тип нагрузки |
Расход энергии (кка.|/ч) |
Медленная ходьба (3-4 км/ч) |
280-300 |
Ходьба в среднем темпе (5-6 км/ч) |
350 |
Ходьба быстрая (7 км/ч) |
400 |
Бег трусцой, или джоггинг (7-8 |
650 |
Бег в среднем темпе (12-13 км/ч) |
1250 |
Езда на велосипеде (40 км/ч) |
850 |
Плавание (40 м/мин) |
530 |
Теннис в умеренном темпе |
425 |
Спортивные игры |
600 |
Аэробная ритмическая гимнастика |
600 |
Катание на коньках в умеренном |
350 |
Существуют различные критерии классификации физических упражнений:
1. энергетические – по преобладающему источнику энергии (аэробные и анаэробные) и по уровню энергозатрат (единичные – ккал в 1 с, суммарные – на всю выполненную работу).Классификация по энергетическим критериям рассматривает подразделение спортивных упражнений по преобладающему источнику энергии: анаэробные алактатные (за счет имеющихся в клетке запасов АТФ и креатинфосфата (КрФ), анаэробные лактатные (осуществляемые за счет энергии гликолиза – распада углеводов с образованием молочной кислоты) и аэробные (за счет энергии окисления углеводов и жиров). Соотношение аэробных и анаэробных источников энергии зависит от длительности работы;
2. биомеханические – по структуре движений упражнения подразделяются на циклические, ациклические и смешанные;
3. по ведущему физическому качеству – упражнения силовые, скоростные, скоростно-силовые, упражнения на выносливость, координационные или сложно-технические;
4. по предельному времени работы – подразделяющие упражнения по зонам относительной мощности.
Физиологические состояния, возникающие в организме в процессе выполнения физических упражнений
В динамике изменений функций спортсменов выделяют три основных периода: предстартовое состояние, рабочий период (включающий разминку,
врабатывание, устойчивую работоспособность, утомление) и восстановительный период после работы.
Адаптация и спорт
Спортивный результат определяется достижением «спортивной формы» к периоду ответственных соревнований. Если в общем плане теория спортивной тренировки определяет пути достижения спортивной формы, то многие подробности этой проблемы пока не ясны. Эти подробности возникают в связи с особенностями вида спорта, соревновательного календаря по виду спорта, а также в связи с недостаточной информацией о том, что происходит в организме при достижении спортивной формы.
В настоящее время проблема диагностики и прогнозирования спортивного результата весьма актуальна. Накал спортивной борьбы возрос до максимума, счет ведется на сотые и даже тысячные доли секунд. Но результаты постоянно растут, используются последние достижения науки, техники и педагогических методик тренировки. Но не только спортивная деятельность нуждается в объективных максимально полных экспресс методиках. Такая проблема возникает и в медицине, и в социальной сфере, а также при занятиях физической культурой на доступном для каждого уровне.
Заключение
Среди факторов, позволяющих поддерживать необходимый уровень здоровья и высокую работоспособность человека, одно из важнейших мест занимает физическая культура. Спорт связан с соревновательной деятельностью, что требует систематической подготовки организма к высоким спортивным достижениям. Занятия массовым спортом преследуют в значительной мере оздоровительный эффект, а это, в свою очередь, может быть достигнуто лишь при рациональной организации и спортивной тренировки, правильно подобранном режиме тренировочных занятий и отдыха, индивидуализации физических нагрузок.
Список литературы
1. Рычагова Л. В. Формирование самооценки двигательных действий учащихся на уроках физкультуры // В мире научных открытий. №6, 2010 г., с. 382-384
2. Физиологические основы физического воспитания / Сост. Баранова Т.И.: - Санкт-Петербург, 2012 г.
3. Хайдар М. Педагогические ценности современного учителя физической культуры // Образование и саморазвитие. №29, 2012 г., с. 113-117