Приемы создания комического в рассказах Н. Носова
Приемы создания комического в рассказах Н. Носова
1. Перенесение. В этом случае берется какое-то слово и употребляется, в общем, неправильно: используется в таком предложении, где его вообще-то нельзя использовать, – и получается смешно.
2. Парадокс. В.Дробнер, и он как-то сказал: «Голая правда – дама скандальная и неприличная». Голая правда – что это вообще-то значит?.. Правильно, это «вся правда», «полная правда», а еще точнее – «неприкрашенная правда». Ну и что же тут смешного?.. А смешно, что правду юморист называет дамой, и из-за этого мы вспоминаем прямое значение слова голый, ведь если дама голая, то это в самом деле неприлично – вот мы и представляем себе этакую очень неприличную «совершенно голую» правду.
3. Каламбур, или по-другому, обыгрывание прямых и переносных значений слов, то есть слово, имеющее и прямое, и переносное значения, употребляется как бы одновременно и в том, и в другом; или там, где должно быть переносное значение, «возникает» прямое, или наоборот.
4. Неожиданность, или алогичность (нелогичность). Кто-то написал очень торжественную поэму о... битве мух! О том, как две мухи подрались и что из этого вышло!
5. Возвышение низкого, то есть о чем-то совершенно ничтожном мы говорим так, как будто это что-то важное и значительное: если описать торжественным слогом какую-нибудь действительно большую битву, это не будет смешно, а драку двух мух – смешно.
6. Снижение высокого, как, например, в одном из анекдотов про Вовочку. Мама будит сына:
– Вовочка, вставай, в школу пора!
– Не пойду я в школу! Опять Сидоров будет плеваться, Мухина ябедничать, Петров драться! Не пойду!
– Вовочка, ты должен идти: во-первых, тебе уже 40 лет, а во-вторых, ты директор школы!
7. Словотворчество, но неправильное, такое, которого на самом деле нет в языке. Так часто образуют слова маленькие дети. Действительно, раз есть слова не-удачник, не-доучка, не-ряха, то должны быть и удачник, доучка и ряха, от которых они образовались. Однако же их нет в современном русском языке. Поэтому и смешно.
8. Небывальщина. А можно просто говорить так, что совершенно ничего не понятно, например, В.С. Черномырдин как-то сказал: «Все-таки как у нас любят где-то что-то устроить кому-то!».
9. Абракадабра.
Вот как беседуют друг с другом герои рассказа Н.Носова «Бобик в гостях у Барбоса»:
Бобик: – А это что?
Барбос: – Ну, это такая штука, понимаешь... часы... они ходят...
– Как – ходят? У них ведь ног нету!
– Ну, понимаешь, это только так говорится, что ходят, а на самом деле они просто стучат, а потом начинают бить.
– Ого! Так они еще и дерутся?
– Да нет! Как они могут драться!
....................................
– Тебе хорошо живется!
– Да! Что хочу, то и делаю...
– А тебе позволяет дедушка?
– Что мне дедушка! Подумаешь! Здесь все мое! Эта кровать моя...
– А где дедушка спит?
– Там, в углу, на коврике.
– А для чего у вас плетка?
– Это для дедушки. Если не слушается, я его плеткой.
Сначала обыгрываются прямое и переносное значения слов ходить и бить, а потом использованы приемы 5 и 6: возвышение (себя) и снижение (своего хозяина – дедушки).
Рассказ «Мишкина каша».
- Сумеем, - говорит Мишка. - Чего там не суметь!
- Ну, сварите суп и кашу. Кашу ведь просто варить.
- Сварим и кашу. Чего там её варить! - говорит Мишка. Я говорю:
- Ты смотри, Мишка, а вдруг не сумеем! Ты ведь не варил раньше.
- Не беспокойся! Я видел, как мама варит. Сыт будешь, не помрёшь с голоду. Я такую кашу сварю, что пальцы оближешь!
Прием возвышение.
Скоро стемнело, мы зажгли лампу. Сидим и ждём, когда каша сварится. Вдруг смотрю: крышка на кастрюле приподнялась, и из-под неё каша лезет.
- Мишка, - говорю, - что это? Почему каша лезет?
- Куда?
- Шут её знает куда! Из кастрюли лезет!
Мишка схватил ложку и стал кашу обратно в кастрюлю впихивать. Мял её, мял, а она будто пухнет в кастрюле, так и вываливается наружу.
- Не знаю, - говорит Мишка, - с чего это она вылезать вздумала. Может быть, готова уже?
Прием каламбур.
Некогда теперь уже с пескарями возиться! Скоро светать начнёт.
- Так мы их варить не будем, а зажарим. Это ведь быстро - раз, и готово.
- Ну, давай, - говорю, - если быстро. А если будет, как каша, то лучше не надо.
- В один момент, вот увидишь.
Прием возвышение (себя).
Рассказ «Фантазеры».
- А мне сто сорок. Знаешь, - говорит Мишутка, - раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький.
- А я, - говорит Стасик, - сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой.
…….
Подумаешь - море! Я океан переплывал!
- А я раньше летать умел!
…….
А я один раз купался в море, - говорит Мишутка, - и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову - и откусила.
- Врешь!
- Нет, правда!
- Почему же ты не умер?
- А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой.
- Без головы?
- Конечно, без головы. Зачем мне голова?
- Как же ты шел без головы?
- Так и шел. Будто без головы ходить нельзя.
- Почему же ты теперь с головой?
- Другая выросла.
……
- Ну, это что! - сказал он. - Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел.
- Вот так соврал! - рассмеялся Мишутка.
- Вовсе нет.
- Почему же ты теперь живой?
- Так он же меня потом выплюнул.
Прием небывальщина.
- Вот я иду, никого не трогаю. Вдруг навстречу автобус. Я его не заметил, наступил ногой - раз! - и раздавил в лепешку.
- Ха-ха-ха! Вот это враки!
- А вот и не враки!
- Как же ты мог раздавить автобус?
- Так он же совсем маленький был, игрушечный. Его мальчишка на веревочке тащил.
Прием неожиданность.
Рассказ «Федина задача»
- Тьфу! - плюнул Федя. - Прямо деваться от колокольчиков некуда! Хоть из дому беги, с ума можно сойти! Из шести килограммов зерна вышло пять килограммов муки, и спрашивается, сколько понадобилось машин для перевозки всей муки...
Не счесть алмазов в каменных пещерах,
Не счесть жемчужин в море полуденном.
- Очень нам нужно еще алмазы считать! Тут мешки с мукой никак не сосчитаешь! Прямо наказание какое-то! Двадцать раз прочитал задачу - и ничего не понял! Пойду лучше к Юре Сорокину, попрошу, чтоб растолковал.
Прием снижение высокого.
Рассказ «Автомобиль»
- Какой, - говорю, - капор? Это у девчонок бывает капор-капор, а у машины - капот! Ты посмотри, какой кузов. Мишка посмотрел и говорит:
- Ну, такое пузо, как у Москвича.
- Это у тебя, - говорю, - пузо, а у машины никакого пуза нет.
- Ты же сам сказал пузо.
- Кузов я сказал, а не пузо! Эх, ты! Не понимаешь, а лезешь!
Прием каламбур.