Драматургия для детей С. Михалкова. «Зайка- зазнайка»: занимательность сюжета, привлекательность персонажей, ясность этической идеи
Доклад: Драматургия для детей С. Михалкова. «Зайка- зазнайка»: занимательность сюжета, привлекательность персонажей, ясность этической идеи.
Понятие нравственное всеобъемлющее, пронизывает все стороны жизнедеятельности человека, и поэтому данному вопросу мы уделяем особое значение.
Драматургия в круге чтения детей дошкольного возраста может сыграть особую роль в их нравственном воспитании. Для того чтобы понять, как драматургия влияет на нравственное развитие детей, нам необходимо понять, что такое драматургия и в чем ее отличительные особенности от других литературных жанров?
Драма или драматическое произведение - это род литературы, граничащий с двумя видами искусства – литературой (текст пьесы) и театром (проигрывание на сцене).
В драматургии вся основа строится на реалистическом изображении, то есть на реализме человеческих отношений, которые должны лежать в центре любого драматургического произведения.
В своей работе Д. Н. Аль «Основы драматургии» пишет: Для «начинающего» человека весь мир предстает совершенно новым, для него еще все одинаково неожиданно и одинаково правдоподобно.
«Для него еще нет разницы между реальным событием и тем, что он видит на сцене».
Одну из задач, которую ставит перед собой драматургия, является воспитательное воздействие при помощи восприятия на слушателя, читателя и зрителя.
Первая отличительная особенность драматургии от других жанров литературы заключается в том, что она создается для театра, а значит, позволяет зрителю видеть, слышать то, что происходит на сцене, что оказывает особое эмоциональное воздействие на ребенка.
Второй отличительной особенностью драмы является перевоплощение актера в героя драматического произведения.
Его профессиональное умение передать образ и характер героя дает возможность детям сопереживать с ним и пропускать через себя то действие, о котором нам хочет сказать автор пьесы, а также отождествлять себя с героями, которых они видят и слышат на театральной сцене.
Пример такого отождествления мы можем проследить по реакции детей при появлении на сцене злых сил, угрожающих добрым героям, допустим, Баба-Яга, угрожающая Маше и Ване, или злой и жадный Бармалей, который кушает детей. Детский зал реагирует на это как на реальные события.
Дети кричат, предупреждают добрых героев, чтобы они спасались, спрятались.
Вот какую характеристику дает исследователь советского театра Л.Г. Шпет: «Детская аудитория чиста и непосредственна в своих чувствах, восприимчива и горяча, доверчива и полна признательности.
В тоже время она непоседливая, шумливая, с неустойчивым вниманием, бескомпромиссная, с неожиданными реакциями».
Через воздействие театральной игры на ребенка происходит формирование нравственных чувств.
Такое формирование мы можем рассмотреть на примере из пьесы С.В. Михалкова «Зайка-зазнайка».
Сергей Владимирович Михалков – поэт и драматург, автор многочисленных стихов, басен, песен. Такие пьесы–сказки, как «Зайка-зазнайка», «Трусохвостик», вполне понятны и интересны детям среднего и старшего дошкольного возраста.
История героя пьесы «Зайка-зазнайка» уже заложена в самом заглавии. Зайка-зазнайка, которой боялся лисы, находит охотничье ружье, и, почувствовав свою силу, начинает хвастаться и зазнаваться.
Он овладевает лисьим домом, начинает там устраивать свой быт, правила. Даже говорит о том, что если он захочет, то и волка на цепь посадит на место сторожевой собаки и медвежью берлогу займет, и льва он не боится.
Как он жил раньше, теперь он жить не хочет, отказываясь от своих родных и близких.
Старый заяц с горечью обращается к герою пьесы: «Отбился ты со своим ружьем от всего нашего племени. Плохо – так вместе, а хорошо – так врозь. Думаешь только о себе. Это нехорошо!»
Во второй части пьесы оказывается, что охотничье ружье не было заряжено, об этом прознали Лиса и Волк, тогда Зайка-зазнайка чуть не попадает в лапы волка и лисицы.
На помощь ему приходят его родные зайцы, от которых он высокомерно отвернулся, они спасают Зазнайку от смерти. В финале старый, мудрый заяц говорит:
А зайцы не дремали
И вовремя пришли
Несчастного Зазанайку
От гибели спасли!
Теперь наш хвастунишка
Сгорает от стыда,
Он больше зазнаваться
Не будет никогда!
Данная пьеса несет за собой нравственный аспект, который имеет свою актуальность в наше время. Она заставляет задуматься о нравственных качествах человека, таких как: чувство взаимовыручки, товарищество, что должно становиться нормой жизненного поведения в человеческих отношениях.
Цель пьесы заключается в приобщении ребенка к литературе не только через прослушивание, но и через проигрывание пьесы.
Работа с детьми над постановкой пьесы позволяет развивать у них речь, память, творчество, мышление, чувства, а также умение общаться со сверстниками и с педагогами.
В процессе постановки пьесы происходит также активное развитие коллективных взаимоотношений, воспитываются качества, необходимые детям как в настоящей, так и в будущей жизни.
Литература
1. Аль Д.Н. Учебное пособие для студентов института культуры /Основы драматургии – СПб. , 1988. – с. 13.
2. Люблинский И.Л. Очерки о советской драматургии для детей. - М.: Детская литература, 1987. – 239 с.
3. В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, И. А. Ножкина и др. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. М. Гурович. — СПб., 1995.
4. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т. И. Ерофеевой. — М., 2000.