Зарождение российского предпринимательства
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
2. Зарождение предпринимательства в дореволюционной России
3. Возрождение предпринимательства в современной России
4. Заключение
Введение
Исследование генезиса и развития российского предпринимательства в настоящее время входит в круг научных историко-экономических проблем, рассмотрение которых восполняет пробел нашего исторического знания, а также позволяет осмыслить природу и особенности этого отечественного социально-экономического феномена.
Русские историки дореволюционного периода С. Соловьев, В. Ключевский, Д. Иловайский и В. Безобразов рассматривали процесс формирования российского предпринимательства в связи с этапами развития отечественной государственности и подчеркивали его тесную связь с исторически сложившимся характером народа.
На данную особенность указывали также экономисты и историки советского периода С. Струмилин, П. Рыдзюнский и постсоветского времени М. Барышников, О. Платонов и др.
Вопросу развития отечественного предпринимательства в российской провинции долго время не придавалось большого значения, поэтому он в большей мере был предметом местных историков или краеведов, любителей собирания старины.
Развитие промышленного предпринимательства в стране это целый исторический процесс, от зарождения (генезиса) до выработки особой экономической политики, сыгравшей значительную роль в развитии российской экономики.
Мощный импульс развитию предпринимательства как целой системы экономических отношений в стране был дан Петром I.
Зарождение предпринимательства в дореволюционной России
История предпринимательства начинается со Средних веков. Уже в то время купцы, торговцы, ремесленники, миссионеры представляли собой начинающих предпринимателей. С зарождением капитализма стремление к богатству приводило к желанию получать неограниченную прибыль. Действия предпринимателей принимали профессиональный и цивилизованный характер. Нередко, будучи собственниками средств производства, предприниматели и сами трудились на своих фабриках или заводах.
В России предпринимательство зародилось еще в Киевской Руси, в торговой форме и в виде промыслов. Первыми предпринимателями в России можно считать мелких торговцев, купцов.
Промышленное производство в Киевской Руси находилось на стадии ремесла.
Ремесленная мастерская — это мелкое самостоятельное предприятие, а ремесленник — мелкий предприниматель. Он не только производит изделия, но и выполняет предпринимательские функции: закупает сырье, сбывает готовую продукцию. А поскольку его благосостояние зависит от выручки за реализованную продукцию, то он заинтересован в ее увеличении, т.е. в получении прибыли. И все же он только отчасти предприниматель, потому что он же и работник. Поэтому в его доходе прибыль неотделима от заработной платы.
А в XI—XII вв. ремесло начинает переходить на более высокую стадию товарного производства: ремесленник уже не работает по заказам потребителей, а продает изделия торговому человеку, который везет их в отдаленные районы.
Новгородские ремесленные изделия, например, везут на юг для обмена на хлеб, потому что на севере всегда не хватало своего хлеба.
Для некоторых работ требовалось объединение значительного числа людей. Так, большими коллективами работали строители городских стен башен, мостники — укладчики деревянных мостовых, порочные мастера, которые изготовляли стенобитные орудия. Эти работы выполнялись артелями, во главе которых, естественно, оказывались предприимчивые люди.
Подрядным способом артелями строились и церкви. Князь Изяслав, чтобы построить церковь, позвал к себе «старейшину древоделов», тот организовал работу, и за несколько дней церковь была построена. Старейшина здесь выступал в качестве подрядчика. При этом он заключал субподряды с артелями лесорубов и возчиков: «древоделы» получали готовый материал для строительства. Очевидно, такой подрядчик должен был обладать не только организационными способностями, но и значительным капиталом.
Объединять значительные группы работников с разделением труда требовалось и для солеварения. Из-под земли по скважинам выкачивался соляной раствор, который затем выпаривали на огне в специальных приспособлениях, при соляных варницах действовали кузницы. Все это требовало значительных затрат.
Ремесло — постоянное занятие предпринимательской деятельностью, которое приносит основной доход. Промысел — это временное занятие предпринимательской деятельностью, которое приносит дополнительный доход.
Таким образом, в промышленном производстве Киевской Руси существовали довольно сложные экономические отношения, которые требовали выделения предпринимателей-организаторов и значительных капиталов.
Еще больше элементов предпринимательской деятельности обнаруживается в сфере торговли. Некоторые наши историки, в том числе крупнейший историк России В.О. Ключевский, даже зарождение российской государственности выводят из транзитной торговли (путь из Варяг в греки).
Можно выделить два этапа этой транзитной торговли. В VIII—X вв. торговля шла по Волге и Каспию с Арабским халифатом, с Багдадом — столицей халифов.
Приблизительно с середины X в. направление торговли меняется. Теперь товары двигаются через Византию знаменитым путем «из варяг в греки», по Днепру, а не по Волге.
Кроме того, на Руси довольно широко развивалась внутренняя торговля.
Известно, что на севере, в Новгородской земле, всегда не хватало своего хлеба. Поэтому с юга на север постоянно везли хлеб, а в обратном направлении в обмен на хлеб — новгородские и иноземные ремесленные изделия. Этим занимались не князья и дружинники, а посадские торговые люди.
Торг, т.е. торговая площадь города, был центром общественной жизни, где не только торговали, но и давались объявления об украденном имуществе, здесь же заседал княжеский суд.
На Руси чеканились серебряные деньги, что свидетельствовало о достаточно высоком уровне развития товарно-денежных отношений.
Посадский человек, например, продавал олово, свинец, покупал воск, совершал торговые поездки в
Суздаль, но чаще всего сделки производились через своих комиссаров — суздальских купцов. Он был членом купеческого товарищества «складников» — объединения купцов, которые вели совместные торговые операции, «складывая» капиталы и товары. Такие товарищества, судя по всему, были обычной формой организации торговли.
Но складнические товарищества были не единственной формой объединения купцов. Как правило, купцы одной категории объединялись вокруг своего, построенного ими же патронального храма, платили членские взносы и имели определенные привилегии.
Например, известный герой былины Садко был членом купеческого товарищества, которое объединялось вокруг церкви Николы Можайского. Вокруг церкви Успенья Богородицы в Киеве объединялись хлеботорговцы. Новгородские солеторговцы объединялись вокруг церкви Бориса и Глеба в Старой Руссе.
Наибольшее развитие предпринимательства приходится на правление Петра I (1689—1725), когда по всей России создаются мануфактуры, бурно развивается горная, оружейная, суконная, полотняная промышленность. Известнейшим представителем династии предпринимателей в промышленности в ту пору стала семья Демидовых, родоначальником которой был тульский кузнец.
Дальнейшее развитие предпринимательства сдерживалось существованием крепостного права. Серьезным стимулом развития предпринимательства стала реформа 1861 г. С отменой крепостного права начались строительство железных дорог, реорганизация тяжелой промышленности, оживление акционерной деятельности. Развитию и переустройству промышленности способствовал иностранный капитал.
В 1890-е годы в России окончательно сложилась индустриальная база предпринимательства. В начале XX в. предпринимательство было уже массовым явлением в России. Предприниматель формировался как собственник, хотя влияние иностранного капитала и государства оставалось значительным.
В этот период создавался рынок рабочей силы, развивалась акционерно-паевая форма предпринимательства, открывались частные акционерные банки: Коммерческий, Земельный и др. К началу XX в. в российской экономике две трети всей промышленной продукции производилось предприятиями коллективной формы собственности — акционерных, паевых, и лишь треть приходилась на единоличные хозяйства. Особо доходными были вложения средств в хлопчатобумажное производство, торговлю и кредит. Начался процесс монополизации фирм. Среди крупных фирм известны «Продамет», «Продвагон», «Продуголь», товарищества Российско-американской мануфактуры, братьев Нобель и др.
К сожалению, в России после окончания Первой мировой войны и по завершении двух революций — Февральской и Октябрьской — началась ликвидация рыночных экономических связей. Были национализированы все крупные предприятия, экспроприированы средства производства и имущество всех частных предпринимателей.[1]
Некоторое оживление в предпринимательскую деятельность внесла новая экономическая политика — нэп (1921 — 1926). Однако с конца 1920-х годов предпринимательство вновь было свернуто, и лишь в 1990-е годы началось его возрождение в России. В октябре 1990 г. был принят Закон РСФСР «О собственности в РСФСР», в декабре 1990 г. — Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности». С того момента, как частная собственность и предпринимательская деятельность были восстановлены в правах, началось развитие акционерных обществ, товариществ, других форм предприятий.
Возрождение предпринимательства в современной России
В 1991 году высшее руководство страны приняло решение после распада Советского Союза перейти от административно-командного управления экономики к рыночной системе функционирования экономических отношений. В период перехода от двух практически противоположных по идеологиям концепций экономического регулирования, первые годы, а именно в период реформ 1991-1994 года, страну лихорадило. Всѐ это негативно сказывалось на работоспособности фирм. Предприятия часто просто простаивали без производственной деятельности. Экономический риск был ужасно велик: ведь предприятия могло не только не получить прибыль, но и залезть в долги, ибо вся держава оказалась в сфере экономики «колоссом на глиняных ногах». В связи с невозможностью оплатить взятую взаймы сумму, в России начинают «процветать» бандитские группировки, методами насилия и террора расправляющимися с задолжавшими. Таким образом, начало самостоятельного предпринимательства в России характеризовалось неоправданно высоким риском, который тормозил становление рыночной системы в России.
Предпринимателями в те времена становились азартные и рисковые люди, и, как правило, оставались либо ни с чем, либо богатели, фактически наживаясь на бедственном положении родной страны. О понятии «менеджмент» и его роли в российской экономике, говорить всѐ еще трудно. В начале 21 в. ситуация на рынке России стабилизировалась. Постепенно экономика страны выходила из состояния нестабильности, начали появляться первые самостоятельные экономические субъекты, развивающие свое собственное производство по своему же усмотрению. Первые попытки самостоятельного и целостного управления бизнесом можно назвать менеджментом проб и ошибок. Опыта в управлении в стране еще не накопилось, а неразрешимых проблем – чересчур большое количество.
Заключение
Предпринимательство — это особый вид экономической активности (под которой понимается целесообразная деятельность, направленная на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.
Предприниматель — это человек, который умножает не только свое, но и национальное богатство, кто находит способы лучшего использования ресурсов, снижения потерь, кто создает новые рабочие места.
Понятие «предприниматель» появилось в XVIII в. и часто ассоциировалось с понятием «собственник». У его истоков стоял Р. Кантильон, впервые внесший термин «предприниматель» в экономическую теорию. По Кантильону, предприниматель — это человек с неопределенными, нефиксированными доходами (крестьянин, ремесленник, торговец, разбойник, нищий и т.д.). Он покупает чужие товары по известной цене, а продавать свои будет по цене, ему пока неизвестной.
Главная отличительная черта предпринимателя — риск, а его основная общественная функция состоит в приведении предложения в соответствие со спросом на различных товарных рынках.
Список литературы
1. Бандорин А.Е. Зарождение и законодательное закрепление предпринимательской деятельности в России (IX-XVII века) // Вестник Саратовской государственной юридической академии. №4, 2010 г., с. 245-248
2. Кузьмин С.В. Становление предпринимательства в России и проблемы менеджмента на современном этапе развития отечественной экономики // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. №7, 2012 г., с. 133-138
3. Столбов В. П. К вопросу о зарождении промышленного текстильного предпринимательства в российской провинции (на примере Иваново) // Историко-экономические исследования. №2, 2012 г., с. 43-62
[1] Кузьмин С.В. Становление предпринимательства в России и проблемы менеджмента на современном этапе развития отечественной экономики // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. №7, 2012