Конкуренция и ограничение монополистической деятельности
СОДЕРЖАНИЕ
1. Конкуренция и ограничение монополистической деятельности
2. Правовые и экономические основы инвестиционной деятельности
Конкуренция и ограничение монополистической деятельности
Конкуренция означает соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Конкуренция, способствующая нормальному развитию рынка, защищается Федеральным законом от 26 июля 2006 г . N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (новая редакция вступила в силу 23 августа 2009 г .).
Антимонопольное законодательство - это система нормативных правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополизма, связанных с властью, позволяющей подавлять конкуренцию.
Противоположностью конкуренции является монополистическая деятельность, которая запрещена законом и относится к противоправной деятельности. Монополистическая деятельность - это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением; соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия, признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.
Антимонопольное регулирование - это важнейшая составляющая часть экономической политики государства во всех странах с рыночной экономикой. К источникам антимонопольного законодательства относятся:
· Конституция РФ, которая гарантирует единство экономического пространства, свободы перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности (ст. 8) и не допускает экономическую деятельность, направленную на монополизацию, недобросовестную конкуренцию (ст. 34);
· Гражданский кодекс РФ (ГК РФ), который не допускает действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах; использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке (ст. 10);
· Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ);
· Федеральный закон от 26 июля 2006 г . N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
· Федеральный закон от 17 августа 1995 г . N 147-ФЗ "О естественных монополиях";
· указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ;
· нормативные правовые акты, принимаемые Федеральной антимонопольной службой в установленной сфере деятельности.
· Федеральный закон "О защите конкуренции" определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе: предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком РФ.
Антимонопольное законодательство определяет следующие виды монополистической деятельности.
1. Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке (ст. 10 Закона "О защите конкуренции"). Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
2. Соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию, если такие действия могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, наценок; повышению, снижению или поддержанию цен на торгах; разделу рынка по территориальному принципу; созданию препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам; сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос, и т.д. (ст. 11). Введены новые запреты в отношении следующих "вертикальных" соглашений (ч. 1.1, 1.2 ст. 11 Закона "О защите конкуренции"):
1) приводящих к установлению цены перепродажи товара;
2) содержащих условия о недопущении покупателем продажи товара продавца-конкурента.
3. Ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка РФ (ст. 15). В частности, запрещаются:
· введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности либо производства определенных видов товаров;
· необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами;
· установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;
· дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;
· установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.
4. При проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению либо устранению конкуренции, в том числе:
· координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников;
· создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
· нарушение порядка определения победителя или победителей торгов.
5. Недобросовестная конкуренция. Кроме монополистической деятельности, правонарушением является недобросовестная конкуренция (ст. 14), которая выражается в следующем:
· распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
· введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;
· некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;
· продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;
· незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.
Органом, компетентным в области контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в Российской Федерации, в настоящее время является Федеральная антимонопольная служба (ФАС России). ФАС России выполняет следующие основные функции:
· обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;
· выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;
· предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;
· осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией в сфере использования земли, недр, водных и других природных ресурсов, в том числе при проведении торгов, в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия: возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства; выдает в случаях, указанных в Законе "О защите конкуренции", хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания; выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам, за исключением случаев, установленных п. 4 ч. 1 ст. 23 указанного Закона, обязательные для исполнения предписания; направляет в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг, Центральный банк РФ предложения о приведении в соответствие с антимонопольным законодательством принятых ими актов и (или) прекращении действий, в случае если такие акты и (или) действия нарушают антимонопольное законодательство; привлекает к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностных лиц государственных внебюджетных фондов, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в случаях и в порядке, которые установлены законодательством РФ; обращается в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства; участвует в рассмотрении судом или арбитражным судом дел, связанных с применением и (или) нарушением антимонопольного законодательства; ведет реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35%. Порядок формирования и ведения реестра устанавливается Правительством РФ; устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией; осуществляет в порядке, установленном Правительством РФ, контроль за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров, например на рынке электрической энергии (мощности), в условиях прекращения государственного регулирования цен (тарифов) на такие товары. Новые полномочия антимонопольного органа (ч. 1 ст. 23 Федерального закона "О защите конкуренции"):
· выдавать предписания о продаже определенного объема продукции на товарной бирже и о предварительном согласовании с антимонопольным органом особенностей формирования стартовой цены на продукцию при ее продаже на товарной бирже;
· обращаться в арбитражный суд с исками о признании недействительными актов законодательных органов государственной власти субъектов РФ.
· ФАС России осуществляет свою деятельность во взаимодействии как с федеральными, так и с региональными органами исполнительной власти, органами государственной власти соответствующих субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Кроме вышесказанного, на ФАС России возложены функции государственного контроля за экономической концентрацией (ст. 27). Кроме того, слияние финансовых организаций или присоединение финансовой организации к другой финансовой организации осуществляются только с предварительного согласия ФАС России, если суммарная стоимость их активов по последним балансам превышает величину, установленную Правительством РФ; создание коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается акциями (долями) и (или) имуществом финансовой организации, создаваемая коммерческая организация приобретает в отношении таких акций (долей) и (или) имущества права, предусмотренные ст. 29 Закона "О защите конкуренции", и стоимость активов по последнему балансу финансовой организации, акции (доли) и (или) имущество которой вносятся в качестве вклада в уставный капитал, превышает величину, установленную Правительством РФ (при внесении в качестве вклада в уставный капитал акций (долей) и (или) имущества кредитной организации такая величина устанавливается Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ). Контролируются также сделки с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций (ст. 28). Сделки с акциями (долями), активами финансовых организаций и правами в отношении финансовых организаций с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются на основании ст. 29 в случае, если стоимость активов по последнему балансу финансовой организации превышает величину, установленную Правительством РФ (при осуществлении сделок с акциями (долями), активами кредитной организации или правами в отношении кредитной организации такая величина устанавливается Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ).
Законом "О защите конкуренции" предусмотрена ответственность за нарушение антимонопольного законодательства (ст. ст. 36, 37). Коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы исполнительной власти субъектов РФ (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны исполнять решения и предписания антимонопольного органа в установленный такими решениями и предписаниями срок. За нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ. В случае систематического осуществления монополистической деятельности занимающей доминирующее положение коммерческой организацией, а также некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, суд по иску антимонопольного органа (в отношении кредитной организации по иску антимонопольного органа по согласованию с Центральным банком РФ) вправе принять решение о принудительном разделении таких организаций либо о выделении из их состава одной или нескольких организаций (ст. 38). Новая редакция ст. 178 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за следующее:
· заключение ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий;
· неоднократное злоупотребление доминированием, выразившееся в установлении и (или) поддержании монопольной цены товара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок.
· Уголовная ответственность наступает, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству (1 млн руб. и более) либо повлекли извлечение дохода в крупном размере (5 млн руб. и более).
Второй антимонопольный пакет законов устанавливает административную ответственность государственных и муниципальных служащих (ст. 3.11 КоАП РФ).
Правовые и экономические основы инвестиционной деятельности
Правовые и экономические основы инвестиционной деятельностиопределяет Закон Российской Федерации «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений», который устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности. Закон не распространяется на отношения, связанные с вложениями инвестиций в банки и иные кредитные организации, а также в страховые организации, которые регулируются соответственно законодательством о банках, банковской деятельности и законодательством о страховании. Участвовать в инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации могут как российские, так и иностранные инвесторы. Деятельность иностранных инвесторов регулирует также Закон Российской Федерации «Об иностранных инвестициях в РФ». Инвесторы имеют равные права на:
· осуществление инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами;
· самостоятельное определение объемов и направлений капитальных вложений, а также заключение договоров с другими субъектами инвестиционной деятельности в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;
· владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений;
· передачу по договору и (или) государственному контракту своих прав на осуществление капитальных вложений и на их результаты физическим и юридическим лицам, государственным органам и органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации;
· осуществление контроля за целевым использованием средств, направляемых на капитальные вложения;
· объединение собственных и привлеченных средств со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления капитальных вложений на основании договора и в соответствии с законодательством Российской Федерации;
· осуществление других прав, предусмотренных договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Субъекты инвестиционной деятельности обязаны: осуществлять инвестиционную деятельность в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (абзац дополнен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ: в редакции, введенной в действие с 21 октября 2011 года Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 248-ФЗ, - см. предыдущую редакцию); исполнять требования, предъявляемые государственными органами и их должностными лицами, не противоречащие нормам законодательства Российской Федерации; использовать средства, направляемые на капитальные вложения, по целевому назначению.
Отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора и (или) государственного контракта, заключаемых между ними в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Условия договоров и (или) государственных контрактов, заключенных между субъектами инвестиционной деятельности, сохраняют свою силу на весь срок их действия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Финансирование капитальных вложений осуществляется инвесторами за счет собственных и (или) привлеченных средств.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по согласованию между ними могут осуществлять взаимодействие в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Список литературы
1. Федеральный закон РФ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (с изменениями на 12 декабря 2011 года)
3. Мартыненко Г.И. Правовое обеспечение конкуренции и ограничения монополистической деятельности // Право и экономика, № 11, 2009 год