Особенности образования образа "Я" у подростков из неблагополучных семей
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБРАЗА – Я У ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
2.1. Программа исследования
Цель исследования – изучить особенности формирования Образа – Я у детей из неблагополучных семей.
Объект исследования - психологические особенности детей подросткового возраста.
Предмет исследования – Образ – Я подростков из неблагополучных семей.
Гипотеза исследования – развитие в условиях неблагополучной семьи отрицательно сказывается на формировании Образа – я у подростков.
Выборку исследования составили 10 учеников средней общеобразовательной школы (контрольная группа), и 10 учеников реабилитационного социального центра в возрасте 15-16 лет (экспериментальная группа).
Учитывая психологические особенности развития подростков, была разработана диагностическая программа, которая включила в себя следующие методики:
Тип данных |
Диагностические методики |
Цель методик
|
L
|
Метод наблюдения за школьниками в процессе учебной деятельности и во время общения со сверстниками |
Изучение психологических особенностей развития самооценки подростков |
L |
Беседа с классным руководителем, учителями, работающими с данными детьми, школьным психологом |
Выявление психологических особенностей учеников подросткового возраста |
Q |
Тест Куна. Тест «Кто Я?» |
Изучение содержательных характеристик идентичности личности. |
Q |
Тест-опросник cамоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев) |
Выявление трех уровней самоотношения, отличающихся по степени обобщенности: 1. глобальное самоотношение; 2. самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе; 3. уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я». |
Q |
Методике «Самооценка личности старшеклассника» |
Изучение самооценки детей подросткового возраста |
В процессе наблюдения за учебной деятельностью, общения со сверстниками, беседы со старшеклассниками было выявлено, что большинство учеников обычной школы имеют нормальный уровень самооценки, коммуникативности, достточно уверенно ведут себя как на занятиях, так и во внеучебное время.
Анализ учебной и внеучебной деятельности детей из неблагополучных семей показал, что большинство из них обладают достаточно низким уровнем самооценки, что проявляется в излишней нервозности, повышенной тревожности за успешность своей деятельности, как учебной, так и общественной.
Однако для получения более достоверных знаний и сведений детям была предложена диагностическая программа, направленная на выявление особенностей сформированности Образа – Я у подростков обеих классов.
Что касается показателей по методике Пантелеева, направленной на исследование самоотношения, то они отражены нами в таблицах 1, 2.
Таблица 1.
Распределение испытуемых по результатам методики исследования самоотношения (контрольная группа)
Факторы модальности |
УРОВНИ |
||
низкий |
средний |
высокий |
|
самоуважение |
0% |
70% |
30% |
аутосимпатия |
20% |
50% |
30% |
внутренняя неустроеность |
20% |
60% |
20% |
Анализ первого фактора «самоуважение» показывает, что ни один из испытуемых из контрольной группы, не имеет низкого самоуважения, то есть абсолютно все испытуемые имеют положительную оценку собственного Я по отношению к социально-нормативным критериям: моральности, успешности, воле, целеустремленности, социальному одобрению.
Показатели аутосимпатии и внутренней неустроенности у большинства школьников из общеобразовательной школы также в норме.
Следует отметить, что у тех подростков, у которых выявлен низкий уровень утосимпатии, которую Р.С.Пантелеев определил как эмоциональное отношение испытуемого к своему Я, отмечен высокий уровень внутренней неустроенности.
Таблица 2.
Распределение испытуемых по результатам методики исследования самоотношения (экспериментальная группа)
Факторы модальности |
УРОВНИ |
||
низкий |
средний |
высокий |
|
самоуважение |
50% |
40% |
10% |
аутосимпатия |
40% |
50% |
10% |
внутренняя неустроеность |
0% |
40% |
60% |
Анализ данных, полученных при анализе анкет подростков из неблагополучных семей показал, что у большинства низкий уровень самоуважения, аутосимпатии, при высоком показателе внутренней неустроенности.
При этом выявлена прямая взаимосвязь между показателями самоуважения и аутосимпатии, и обратная с показателями внутренней неустроенности.
Фактор внутренней неустроенности содержит шкалы, фиксирующие внутреннюю конфликтность, самообвинение и связан с негативным самоотношением, не зависящим от аутосимпатии и самоуважения.
Далее перейдем к анализу данных, полученных при помощи методики «Кто Я». Результаты данной методики также приведены в таблицах 3, 4.
Таблица 3
Распределение испытуемых по результатам методики «Кто Я» (контрольная группа)
шкалы |
УРОВНИ |
||
низкий |
средний |
высокий |
|
самопонимание |
20% |
40% |
40% |
аутосимпатия |
20% |
30% |
50% |
Видим, что у большинства учеников общеобразовательной школы нормальный уровень самопонимания и аутосимпатии.
Таблица 4
Распределение испытуемых по результатам методики «Кто Я» (экспериментальная группа)
шкалы |
УРОВНИ |
||
низкий |
средний |
высокий |
|
самопонимание |
50% |
50% |
0% |
аутосимпатия |
40% |
50% |
10% |
У большинства подростков из неблагополучных семей отмечен низкий уровень самопонимания и аутосимпатии.
Далее проанализируем данные, полученные с помощью методики исследования самооценки, который представлен в виде диаграмм 1 и 2.
Рис. 1. Данные, полученные в результате изучения уровня самооценки (контрольная группа)
По фактору «Внешняя привлекательность» 70% испытуемых имеют высокий уровень удовлетворенности своим внешним видом и физическим состоянием, 20% опрошенных – средний уровень удовлетворенности, и 10% (1 человек) относятся к низкому уровню удовлетворенности.
Анализ фактора «социальные достижения» установил, что 70% испытуемых имеют высокий уровень удовлетворенности своими социальными достижениями, 30% - средний уровень, и не было испытуемых, которые бы имели низкий уровень удовлетворенности социальными достижениями.
В отношении фактора «Удовлетворенность жизнью» следует отметить, что 50% опрошенных показали высокий уровень удовлетворенностью жизнью,40% – средний уровень, и только 10% - низкий уровень удовлетворенности своей жизнью.
Рис. 2. Данные, полученные в результате изучения уровня самооценки (экспериментальная группа)
По фактору «Внешняя привлекательность» 20% испытуемых имеют высокий уровень удовлетворенности своим внешним видом и физическим состоянием, 30% опрошенных – средний уровень удовлетворенности, и 50% (5 человек) относятся к низкому уровню удовлетворенности.
Анализ фактора «социальные достижения» установил, что 10% испытуемых имеют высокий уровень удовлетворенности своими социальными достижениями, 30% - средний уровень, и 50%испытуемых, имеют низкий уровень удовлетворенности социальными достижениями.
В отношении фактора «Удовлетворенность жизнью» следует отметить, что 10% опрошенных показали высокий уровень удовлетворенностью жизнью,40% – средний уровень, и 50% - низкий уровень удовлетворенности своей жизнью.
Результаты корреляционного анализа. По всей выборке испытуемых наиболее высокие показатели корреляции были выявлены:
1. 0,78 – между самооценкой уровня социальных достижений и самооценкой удовлетворенностью жизнью;
2. 0,62 – между шкалой «самоуважение» и шкалой «аутосимпатия», что отражает связь оценки собственного Я испытуемого по отношению к социально-моральным критериям с эмоциональным отношением испытуемого к своему Я;
3. 0,29 – между шкалой «самопонимание» и самооценкой удовлетворенности жизнью, что говорит о том, что удовлетворенность человека жизнью зависит от того, насколько человек свободен от психологической защиты, отделяющей личность от собственной сущности; от того, насколько он не склонен подменить собственные вкусы и оценки внешними социальными стандартами.
4. Высокий показатель корреляции (0,57) между показателем аутосимпатии и самооценкой удовлетворенности жизнью говорит о том, что утрата человеком своих целей, ценностей и убеждений, отрицательное отношение к своей физической оболочке в целом снижают удовлетворенность человека собственной жизнью.
5. Значимая корреляция (0,5) между показателем внутренней неустроенности и самооценкой уровня социальных достижений доказывает, что неудовлетворенность своим социальным положением, достигнутыми успехами в учебной и общественной деятельности повышает уровень неустроенности.
Таким образом, проведенное нами экспериментальное исследование позволило нам выявить взаимосвязь между показателями самоотношения, самопонимания, внутренней неустроенности, уровнем удовлетворенностью жизнью с неприятием своего физического тела, реорганизацией ценностно-смысловой сферы; противоречивостью в оценке своих социальных достижений.
Полученные данные подтверждают нашу гипотезу: развитие в условиях неблагополучной семьи отрицательно сказывается на формировании Образа – я у подростков. Большинство детей из неблагополучных семей характеризуются низким уровнем самопонимания, самопринятия, удовлетворенностью жизнью, при высоких показателях внутренней неустроенности.
Тест Куна. Тест «Кто Я?» (М.Кун, Т.Макпартленд; модификация Т.В.Румянцевой)
Шкалы: самооценка; социальное, коммуникативное, материальное, физическое, деятельное, перспективное, рефлексивное Я.
Тест используется для изучения содержательных характеристик идентичности личности. Вопрос «Кто Я?» напрямую связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его образом «Я» или Я-концепцией.
«В течение 12 минут вам необходимо дать как можно больше ответов на один вопрос, относящийся к вам самим: «Кто Я?». Постарайтесь дать как можно больше ответов. Каждый новый ответ начинайте с новой строки (оставляя некоторое место от левого края листа). Вы можете отвечать так, как вам хочется, фиксировать все ответы, которые приходят к вам в голову, поскольку в этом задании нет правильных или неправильных ответов.
Также важно замечать, какие эмоциональные реакции возникают у вас в ходе выполнения данного задания, насколько трудно или легко вам было отвечать на данный вопрос».
Когда клиент заканчивает отвечать, его просят произвести первый этап обработки результатов – количественный:
«Пронумеруйте все сделанные вами отдельные ответы-характеристики. Слева от каждого ответа поставьте его порядковый номер. Теперь каждую свою отдельную характеристику оцените по четырехзначной системе:
· «+» – знак «плюс» ставится, если в целом вам лично данная характеристика нравится;
· «-»- знак «минус»- если в целом вам лично данная характеристика не нравится;
· «±» – знак «плюс-минус» – если данная характеристика вам и нравится, и не нравится одновременно;
· «?» – знак «вопроса» – если вы не знаете на данный момент времени, как вы точно относитесь к характеристике, у вас нет пока определенной оценки рассматриваемого ответа.
Знак своей оценки необходимо ставить слева от номера характеристики. У вас могут быть оценки как всех видов знаков, так и только одного знака или двух-трех.
После того как вами будут оценены все характеристики, подведите итог:
· сколько всего получилось ответов,
· сколько ответов каждого знака».
Что стоит за применением человеком оценки «±» относительно своих характеристик?
Использование знака «плюс-минус» («±») говорит о способности человека рассматривать то или иное явление с двух противоположных сторон, говорит о степени его уравновешенности, о «взвешенности» его позиции относительно эмоционально значимых явлений.
Можно условно выделить людей эмоционально-полярного, уравновешенного исомневающегося типа.
К людям эмоционально-полярного типа относятся те, кто все свои идентификационные характеристики оценивают только как нравящиеся или не нравящиеся им, они совсем не используют при оценивании знак «плюс-минус».
Для таких людей характерен максимализм в оценках, перепады в эмоциональном состоянии, относительно них можно сказать «от любви до ненависти один шаг». Это, как правило, эмоционально-выразительные люди, у которых отношения с другими людьми сильно зависят от того, насколько им человек нравится или не нравится.
Если количество знаков «±» достигает 10-20% (от общего числа знаков), то такого человека можно отнести к уравновешенному типу. Для них, по сравнению с людьми эмоционально-полярного типа, характерна большая стрессоустойчивость, они быстрее разрешают конфликтные ситуации, умеют поддерживать конструктивные отношения с разными людьми: и с теми, которые им в целом нравятся, и с теми, которые у них не вызывают глубокой симпатии; терпимее относятся к недостаткам других людей.
Если количество знаков «±» превышает 30-40% (от общего числа знаков), то такого человека можно отнести к сомневающемуся типу. Такое количество знаков «±» может быть у человека, переживающего кризис в своей жизни, а также свидетельствовать о нерешительности как черте характера (когда человеку тяжело принимать решения, он долго сомневается, рассматривая различные варианты).
Что стоит за применением человеком оценки «?» относительно своих характеристик?
Наличие знака «?» при оценке идентификационных характеристик говорит о способности человека переносить ситуацию внутренней неопределенности, а значит, косвенно свидетельствует о способности человека к изменениям, готовности к переменам.
Данный знак оценки используется людьми достаточно редко: один или два знака «?» ставят только 20% обследуемых.
Наличие трех и более знаков «?» при самооценивании предполагает у человека наличие кризисных переживаний.
В целом использование человеком при самооценивании знаков «±» и «?» является благоприятным признаком хорошей динамики консультативного процесса.
Применяющие данные знаки люди, как правило, быстрее выходят на уровень самостоятельного решения собственных проблем.
Как в методике «Кто Я?» проявляются особенности половой идентичности?
Половая (или гендерная) идентичность – это часть индивидуальной Я-концепции, которая происходит от знания индивидом своей принадлежности к социальной группе мужчин или женщин вместе с оценкой и эмоциональным обозначением этого группового членства.
Особенности половой идентичности проявляются:
· во-первых, в том, как человек обозначает свою половую идентичность;
· во-вторых, в том, на каком месте в списке идентификационных характеристик находится упоминание своей половой принадлежности.
Обозначение своего пола может быть сделано:
· напрямую,
· косвенно
· отсутствовать вовсе.
Прямое обозначение пола – человек указывает свою половую принадлежность вконкретных словах, имеющих определенное эмоциональное наполнение. Отсюда можно выделить четыре формы прямого обозначения пола:
· нейтральное,
· отчужденное,
· эмоционально-положительное
· эмоционально-отрицательное.
Формы прямого обозначения пола
Формы обозначения |
Примеры |
Интерпретация |
Нейтральное |
«Мужчина», «женщина» |
Рефлексивная позиция |
Отчужденное (дистантное) |
«Человек мужского пола», «Особь женского пола» |
Ирония, признак критического отношения к своей половой идентичности |
Эмоционально-положительное |
«Привлекательная девушка», «веселый парень», «роковая женщина» |
Признак принятия своей привлекательности |
Эмоционально-отрицательное |
«Обычный парень», «некрасивая девушка» |
Признак критического отношения к своей половой идентичности, внутреннее неблагополучие |
Наличие прямого обозначения пола говорит о том, что сфера психосексуальности в целом и сравнение себя с представителями своего пола в частности являютсяважной и принимаемой внутренне темой самоосознания.
Косвенное обозначение пола – человек не указывает свою половую принадлежность прямо, но его половая принадлежность проявляется черезсоциальные роли (мужские или женские), которые он считает своими, или по окончаниям слов. Косвенные способы обозначения пола также имеют определенное эмоциональное наполнение.
Косвенные способы обозначения пола
Способ обозначения |
Примеры обозначения идентичности |
|
|
мужской |
женский |
Социальные роли |
«Друг», «приятель», «муж», «брат», «сын», «отец», «студент» |
«Подруга», «приятельница», «жена», «сестра», «дочь», «студентка» |
Через окончания |
«добрый», «умеющий делать», «я пошел» |
«добрая», «умеющая делать», «я пошла» |
Наличие косвенного обозначения пола говорит о знании специфики определенного репертуара полоролевого поведения, которое может быть:
· широким (если включает в себя несколько половых ролей)
· узким (если включает в себя только одну-две роли).
Наличие и прямого, и косвенного вариантов эмоционально-положительногообозначения своего пола говорит о сформированности позитивной половой идентичности, возможном многообразии ролевого поведения, принятии своей привлекательности как представителя пола, и позволяет делать благоприятный прогноз относительно успешности установления и поддержания партнерских взаимоотношений с другими людьми.
Отсутствие обозначения пола в самоидентификационных характеристиках констатируется тогда, когда написание всего текста идет через фразу: «Я человек который…». Причины этого могут быть следующими:
1. отсутствие целостного представления о полоролевом поведении на данный момент времени (недостаток рефлексии, знаний);
2. избегание рассматривать свои полоролевые особенности в силу травматичности данной темы (например, вытеснения негативного результата сравнения себя с другими представителями своего пола);
3. несформированность половой идентичности, наличием кризиса идентичности в целом.
При анализе половой идентичности также важно учитывать, на каком месте текста ответов содержатся категории, связанные с полом:
· в самом начале списка,
· в середине
· в конце.
Это говорит об актуальности и значимости категорий пола в самосознании человека (чем ближе к началу, тем больше значимость и степень осознанности категорий идентичности).
Как проявляется рефлексия при выполнении методики «Кто Я?»?
Человек с более развитым уровнем рефлексии дает в среднем больше ответов, чем человек с менее развитым представлением о себе (или более «закрытый»).
Также об уровне рефлексии говорит субъективно оцениваемая самим человекомлегкость или трудность в формулировании ответов на ключевой вопрос теста.
Как правило, человек с более развитым уровнем рефлексии быстрее и легче находит ответы, касающиеся его собственных индивидуальных особенностей.
Человек же, не часто задумывающийся о себе и своей жизни, отвечает на вопрос теста с трудом, записывая каждый свой ответ после некоторого раздумья.
О низком уровне рефлексии можно говорить, когда за 12 минут человек может дать только два-три ответа (при этом важно уточнить, что человек действительно не знает, как можно еще ответить на задание, а не просто перестал записывать свои ответы в силу своей скрытности).
О достаточно высоком уровне рефлексии свидетельствует 15 и более разных ответов на вопрос «Кто Я?».
Как анализировать временной аспект идентичности?
Анализ временного аспекта идентичности необходимо проводить, исходя из посылки, что успешность взаимодействия человека с окружающими предполагает относительную преемственность его прошлого, настоящего и будущего «Я». Поэтому рассмотрение ответов человека на вопрос «Кто Я?» должно происходить с точки зрения их принадлежности к прошедшему, настоящему или будущему времени (на основе анализа глагольных форм).
Наличие идентификационных характеристик, соответствующих различным временным режимам, говорит о временной интегрированности личности.
Особое внимание необходимо обратить на присутствие и выраженность в самоописании показателей перспективной идентичности (или перспективного «Я»), то есть идентификационных характеристик, которые связаны с перспективами, пожеланиями, намерениями, мечтами, относящихся к различным сферам жизни.
Наличие целей, планов на будущее имеет большую значимость для характеристики внутреннего мира человека в целом, отражает временной аспект идентичности, направленный на дальнейшую жизненную перспективу, выполняет экзистенциальную и целевую функции.
При этом важно учитывать, что признаком психологической зрелости является не просто наличие устремленности в (будущее, а некоторое оптимальное соотношение между направленностью в будущее и принятием, удовлетворенностью настоящим.
Преобладание в самоописании глагольных форм, описывающих действия или переживания в прошедшем времени, говорит о наличии в настоящем неудовлетворенности, стремлении вернуться в прошлое в силу его большей привлекательности или травматичности (когда психологическая травма не переработана).
Доминирование в самоописании глагольных форм будущего времени говорит о неуверенности в себе, стремлении человека уйти от трудностей настоящего момента в силу недостаточной реализованности в настоящем.
Преобладание в самоописании глаголов настоящего времени говорит об активности и сознательности действий человека.
Для консультирования по вопросам брака и семьи наиболее важно, как отражается в идентификационных характеристиках тема семьи и супружеских отношений, как представлены настоящие и будущие семейные роли, как они оцениваются самим человеком.
Так, одним из основных признаков психологической готовности к браку является отражение в самоописании будущих семейных ролей и функций: «я будущая мать», «буду хорошим отцом», «мечтаю о своей семье», «буду все делать для своей семьи» и т. д.
Признаком же семейного и супружеского неблагополучия является ситуация, когда женатый мужчина или замужняя женщина в самоописаниях никаким образом не обозначают свои реальные семейные, супружеские роли и функции.
Что дает анализ соотношения социальных ролей и индивидуальных характеристик в идентичности?
Вопрос «Кто я?» логически связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его образом «Я» (или Я-концепцией). Отвечая на вопрос «Кто я?», человек указывает социальные роли и характеристики-определения, с которыми он себя соотносит, идентифицирует, то есть он описывает значимые для него социальные статусы и те черты, которые, по его мнению, связываются с ним.
Таким образом, соотношение социальных ролей и индивидуальных характеристик говорит о том, насколько человек осознает и принимает свою уникальность, а также насколько ему важна принадлежность к той или иной группе людей.
Отсутствие в самоописании индивидуальных характеристик (показателей рефлексивной, коммуникативной, физической, материальной, деятельной идентичностей) при указании множества социальных ролей («студент», «прохожий», «избиратель», «член семьи», «россиянин») может говорить о недостаточной уверенности в себе, о наличии у человека опасений в связи с самораскрытием, выраженной тенденции к самозащите.
Отсутствие же социальных ролей при наличии индивидуальных характеристикможет говорить о наличии ярко выраженной индивидуальности и сложностях в выполнении правил, которые исходят от тех или иных социальных ролей.
Также отсутствие социальных ролей в идентификационных характеристиках возможно при кризисе идентичности или инфантильности личности.
За соотношением социальных ролей и индивидуальных характеристик стоит вопрос о соотношении социальной и личностной идентичностей. При этом под личностной идентичностью понимают набор характеристик, который делает человека подобным самому себе и отличным от других, социальная идентичность же трактуется в терминах группового членства, принадлежности к большей или меньшей группе людей.
Социальная идентичность преобладает в случае, когда у человека наблюдается высокий уровень определенности схемы «мы – другие» и низкий уровень определенности схемы «я – мы». Личностная идентичность превалирует у людей с высоким уровнем определенности схемы «я – другие» и низким уровнем определенности схемы «мы – другие».
Успешное установление и поддержание партнерских взаимоотношений возможно человеком, имеющим четкое представление о своих социальных ролях и принимающим свои индивидуальные характеристики. Поэтому одной из задач супружеского консультирования является помощь клиенту в осознании и принятии особенностей своих социальной и личностной идентичностей.
Что дает анализ представленных в идентичности сфер жизни?
Условно можно выделить шесть основных сфер жизни, которые могут быть представлены в идентификационных характеристиках:
1. семья (родственные, детско-родительские и супружеские отношения, соответствующие роли);
2. работа (деловые взаимоотношения, профессиональные роли);
3. учеба (потребность и необходимость получения новых знаний, способность меняться);
4. досуг (структурирование времени, ресурсы, интересы);
5. сфера интимно-личностных отношений (дружеские и любовные отношения);
6. отдых (ресурсы, здоровье).
Все идентификационные характеристики можно распределить по предложенным сферам. После этого соотнести предъявляемые клиентом жалобы, формулировку его запроса с распределением характеристик идентичности по сферам: сделать выводотносительно того, насколько представлена сфера, соответствующая жалобе в самоописании, как оценены данные характеристики.
Принято считать, что характеристики самого себя, которые человек записывает в начале своего списка, в наибольшей мере актуализированы в его сознании, являются в большей мере осознаваемыми и значимыми для субъекта.
Несоответствие темы жалобы и запроса той сфере, которая представлена более выпукло и проблемно в самоописании, говорит о недостаточно глубоком самопонимании у клиента или о том, что клиент не сразу решил рассказать о том, что его действительно волнует.
Что дает анализ физической идентичности ?
Физическая идентичность включает в себя описание своих физических данных, в том числе описание внешности, болезненных проявлений, пристрастий в еде, вредных привычек.
Обозначение своей физической идентичности имеет прямое отношение к расширению человеком границ осознаваемого внутреннего мира, поскольку границы между «Я» и «не-Я» первоначально проходят по физическим границам собственного тела. Именно осознание своего тела является ведущим фактором в системе самоосознания человека. Расширение и обогащение «образа Я» в процессе личностного развития тесно связано с рефлексией собственных эмоциональных переживаний и телесных ощущений.
Что дает анализ деятельной идентичности ?
Деятельная идентичность также дает важную информацию о человеке и включает в себя обозначение занятий, увлечений, а также самооценку способностей к деятельности, самооценку навыков, умений, знаний, достижений. Идентификация своего «деятельного Я» связана со способностью сосредоточиться на себе, сдержанностью, взвешенностью поступков, а также с дипломатичностью, умением работать с собственной тревогой, напряжением, сохранять эмоциональную устойчивость, то есть является отражением совокупности эмоционально-волевых и коммуникативных способностей, особенностей имеющихся взаимодействий.
Что дает анализ психолингвистического аспекта идентичности?
Анализ психолингвистического аспекта идентичности включает в себя определение того, какие части речи и какой содержательный аспект самоидентификации являются доминирующими в самоописании человека.
Существительные:
· Преобладание в самоописаниях существительных говорит о потребности человека в определенности, постоянстве;
· Недостаток или отсутствие существительных – о недостаточной ответственности человека.
Прилагательные:
· Преобладание в самоописаниях прилагательных говорит о демонстративности, эмоциональности человека;
· Недостаток или отсутствие прилагательных – о слабой дифференцированности идентичности человека.
Глаголы:
· Преобладание в самоописаниях глаголов (особенно при описании сфер деятельности, интересов) говорит об активности, самостоятельности человека; недостаток или отсутствие в самоописании глаголов – о недостаточной уверенности в себе, недооценке своей эффективности.
Чаще всего в самоописаниях используются существительные и прилагательные.
Гармоничный тип лингвистического самоописания характеризуется использованием приблизительно равного количества существительных, прилагательных и глаголов.
Под валентностью идентичности понимается преобладающий эмоционально-оценочный тон идентификационных характеристик в самоописании человека (данная оценка осуществляется самим специалистом).
Разность общего знака эмоционально-оценочного тона идентификационных характеристик определяет различные виды валентности идентичности:
· негативная – преобладают в целом отрицательные категории при описании собственной идентичности, больше описываются недостатки, проблемы идентификации («некрасивый», «раздражительная», «не знаю, что сказать о себе»);
· нейтральная – наблюдается или равновесие между положительными и отрицательными самоидентификациями, или в самоописании человека ярко не проявляется никакой эмоциональный тон (например, идет формальное перечисление ролей: «сын», «студент», «спортсмен» и т. д.);
· позитивная – положительные идентификационные характеристики преобладают над отрицательными («веселая», «добрый», «умный»);
· завышенная – проявляется или в практическом отсутствии отрицательных самоидентификаций, или в ответах на вопрос «Кто Я?» преобладают характеристики, представленные в превосходной степени («я лучше всех», «я супер» и т. д.).
Наличие позитивной валентности может выступать признаком адаптивного состояния идентичности, так как связано с настойчивостью в достижении цели, точностью, ответственностью, деловой направленностью, социальной смелостью, активностью, уверенностью в себе.
Остальные три вида валентности характеризуют неадаптивное состояние идентичности. Они связаны с импульсивностью, непостоянством, тревожностью, депрессивностью, ранимостью, неуверенностью в своих силах, сдержанностью, робостью.
Данные психолингвистического анализа, проведенного специалистом, сопоставляются с результатами самооценивания клиента.
Можно условно найти соответствие между знаком эмоционально-оценочного тона идентификационных характеристик и видом самооценки идентичности, которое говорит о том, что выполняющий методику «Кто Я?» человек, использует типичные для других людей критерии эмоциональной оценки личностных характеристик (например, качество «добрый» оценивается как «+»). Это соответствие является хорошим прогностическим знаком способности человека к адекватному пониманию других людей.
Наличие расхождений между знаком эмоционально-оценочного тона идентификационных характеристик и видом самооценки идентичности (например, качество «добрый» оценивается человеком, как «-») может говорить о существовании у клиента особой системы эмоциональной оценки личностных характеристик, которая мешает установлению контакта и взаимопониманию с другими людьми.
Соответствие видов валентности и самооценки
Виды валентности идентичности |
Виды самооценки идентичности |
Негативная |
Неадекватно-заниженная |
Нейтральная |
Неустойчивая |
Позитивная |
Адекватная |
Завышенная |
Неадекватно-завышенная |
Как оценить уровень дифференцированности идентичности?
В качестве количественной оценки уровня дифференцированности идентичности выступает число, отражающее общее количество показателей идентичности, которое использовал человек при самоидентификации. Шкала анализа идентификационных характеристик находится вот тут.
Число используемых показателей колеблется у разных людей чаще всего в диапазоне от 1 до 14.
Высокий уровень дифференцированности (9-14 показателей) связан с такими личностными особенностями, как общительность, уверенность в себе, ориентирование на свой внутренний мир, высокий уровень социальной компетенции и самоконтроля.
Низкий уровень дифференцированности (1-3 показателя) говорит о кризисе идентичности, связан с такими личностными особенностями, как замкнутость, тревожность, неуверенность в себе, трудности в контролировании себя.
Шкала анализа идентификационных характеристик
Включает в себя 24 показателя, которые, объединяясь, образуют семь обобщенных показателей-компонентов идентичности:
I. «Социальное Я» включает 7 показателей:
1. прямое обозначение пола (юноша, девушка; женщина);
2. сексуальная роль (любовник, любовница; Дон Жуан, Амазонка);
3. учебно-профессиональная ролевая позиция (студент, учусь в институте, врач, специалист);
4. семейная принадлежность, проявляющаяся через обозначение семейной роли (дочь, сын, брат, жена и т. д.) или через указание на родственные отношения (люблю своих родственников, у меня много родных);
5. этническо-региональная идентичность включает в себя этническую идентичность, гражданство (русский, татарин, гражданин, россиянин и др.) и локальную, местную идентичность (из Ярославля, Костромы, сибирячка и т. д.);
6. мировоззренческая идентичность: конфессиональная, политическая принадлежность (христианин, мусульманин, верующий);
7. групповая принадлежность: восприятие себя членом какой-либо группы людей (коллекционер, член общества).
II. «Коммуникативное Я» включает 2 показателя:
1. дружба или круг друзей, восприятие себя членом группы друзей (друг, у меня много друзей);
2. общение или субъект общения, особенности и оценка взаимодействия с людьми (хожу в гости, люблю общаться с людьми; умею выслушать людей);
III. «Материальное Я» подразумевает под собой различные аспекты:
· описание своей собственности (имею квартиру, одежду, велосипед);
· оценку своей обеспеченности, отношение к материальным благам (бедный, богатый, состоятельный, люблю деньги);
· отношение к внешней среде (люблю море, не люблю плохую погоду).
IV. «Физическое Я» включает в себя такие аспекты:
· субъективное описание своих физических данных, внешности (сильный, приятный, привлекательный);
· фактическое описание своих физических данных, включая описание внешности, болезненных проявлений и местоположения (блондин, рост, вес, возраст, живу в общежитии);
· пристрастия в еде, вредные привычки.
V. «Деятельное Я» оценивается через 2 показателя:
1. занятия, деятельность, интересы, увлечения (люблю решать задачи); опыт (был в Болгарии);
2. самооценка способности к деятельности, самооценка навыков, умений, знаний, компетенции, достижений, (хорошо плаваю, умный; работоспособный, знаю английский).
VI. «Перспективное Я» включает в себя 9 показателей:
1. профессиональная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с учебно-профессиональной сферой (будущий водитель, буду хорошим учителем);
2. семейная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с семейным статусом (буду иметь детей, будущая мать и т. п.);
3. групповая перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с групповой принадлежностью (планирую вступить в партию, хочу стать спортсменом);
4. коммуникативная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с друзьями, общением.
5. материальная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с материальной сферой (получу наследство, заработаю на квартиру);
6. физическая перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с психофизическими данными (буду заботиться о своем здоровье, хочу быть накачанным);
7. деятельностная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с интересами, увлечениями, конкретными занятиями (буду больше читать) и достижением определенных результатов (в совершенстве выучу язык);
8. персональная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с персональными особенностями: личностными качествами, поведением и т. п. (хочу быть более веселым, спокойным);
9. оценка стремлений (многого желаю, стремящийся человек).
VII. «Рефлексивное Я» включает 2 показателя:
1. персональная идентичность: личностные качества, особенности характера, описание индивидуального стиля поведения (добрый, искренний, общительная, настойчивый, иногда вредный, иногда нетерпеливый и т. д.), персональные характеристики (кличка, гороскоп, имя и т. д.); эмоциональное отношение к себе (я супер, «клевый»);
2. глобальное, экзистенциальное «Я»: утверждения, которые глобальны и которые недостаточно проявляют различия одного человека от другого (человек разумный, моя сущность).
Два самостоятельных показателя:
1. проблемная идентичность (я ничто, не знаю – кто я, не могу ответить на этот вопрос);
2. ситуативное состояние: переживаемое состояние в настоящий момент (голоден, нервничаю, устал, влюблен, огорчен).
Тест-опросник cамоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев)
Тест опросник самоотношения (ОСО) построен в соответствии с разработанной В. В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения. Данная версия опросника позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности:
4. глобальное самоотношение;
5. самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;
6. уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я».
В качестве исходного принимается различие содержания «Я-образа» (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения.. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе. Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения.
Опросник включает следующее шкалы:
Шкала S – измеряет интегральное чувство «за» или «против» собственно «Я» испытуемого.
Шкала I – самоуважение.
Шкала II – аутосимпатия.
Шкала III – ожидаемое отношение от других.
Шкала IV – самоинтерес.
Опросник содержит также семь шкал направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес «Я» испытуемого.
Шкала 1 – самоуверенность.
Шкала 2 – отношение других.
Шкала 3 – самопринятие.
Шкала 4 – саморуководство, самопоследовательность.
Шкала 5 – самообвинение.
Шкала 6 – самоинтерес.
Шкала 7 – самопонимание.
Глобальное самоотношение – внутренне недифференцированное чувство «за» и «против» самого себя.
Самоуважение – шкала из 15 пунктов, объединивших утверждения, касающиеся «внутренней последовательности», «самопонимания», «самоуверенности». Речь идет о том аспекте самоотношения, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей, контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, понимание самого себя.
Аутосимпатия – шкала из 16 пунктов, объединяющая пункты, в которых отражается дружественность-враждебность к собственному «Я». В шкалу вошли пункты, касающиеся «самопринятия», «самообвинения». В содержательном плане шкала на позитивном полюсе объединяет одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку, на негативном полюсе, – видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению. Пункты свидетельствуют о таких эмоциональных реакциях на себя, как раздражение, презрение, издевка, вынесение самоприговоров («и поделом тебе»).
Самоинтерес – шкала из 8 пунктов, отражает меру близости к самому себе, в частности интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой «на равных», уверенность в своей интересности для других. Ожидаемое отношение от других – шкала из 13 пунктов, отражающих ожидание позитивного или негативного отношения к себе окружающих.
Инструкция: Вам предлагается ответить на следующие 57 утверждений. Если Вы согласны с данным утверждением ставьте знак «+», если не согласны то знак «–».
Текст опросника
1. Думаю, что большинство моих знакомых относится ко мне с симпатией.
2. Мои слова не так уж часто расходятся с делом.
3. Думаю, что многие видят во мне что-то сходное с собой.
4. Когда я пытаюсь себя оценить, я прежде всего вижу свои недостатки.
5. Думаю, что как личность я вполне могу быть притягательным для других.
6. Когда я вижу себя глазами любящего меня человека, меня неприятно поражает то, насколько мой образ далек от действительности.
7. Мое «Я» всегда мне интересно.
8. Я считаю, что иногда не грех пожалеть самого себя.
9. В моей жизни есть или, по крайней мере, были люди с которыми я был чрезвычайно близок.
10. Собственное уважение мне еще надо заслужить.
11. Бывало, и не раз, что я сам себя остро ненавидел;
12. Я вполне доверяю своим внезапно возникшим желаниям.
13. Я сам хотел во многом себя переделать.
14. Мое собственное «Я» не представляется мне чем-то достойным глубокого внимания.
15. Я искренне хочу, чтобы у меня было все хорошо в жизни.
16. Если я и отношусь к кому-нибудь с укоризной, то прежде всего к самому себе.
17. Случайному знакомому я скорее всего покажусь человеком приятным.
18. Чаще всего я одобряю свои планы и поступки.
19. Собственные слабости вызывают у меня что-то наподобие презрения.
20. Если бы я раздвоился, то мне было бы довольно интересно общаться со своим двойником.
21. Некоторые свои качества я ощущаю как посторонние, чужие мне.
22. Вряд ли кто-либо сможет почувствовать свое сходство со мной.
23. У меня достаточно способностей и энергии воплотить в жизнь задуманное.
24. Часто я не без издевки подшучиваю над собой.
25. Самое разумное, что может сделать человек в своей жизни – это подчиниться собственной судьбе.
26. Посторонний человек, на первый взгляд, найдет во мне много отталкивающего.
27. К сожалению, если я и сказал что-то, это не значит, что именно так и буду поступать.
28. Свое отношение к самому себе можно назвать дружеским;
29. Быть снисходительным к собственным слабостям вполне естественно.
30. У меня не получается быть для любимого человека интересным длительное время.
31. В глубине души я бы хотел, чтобы со мной произошло что-то катастрофическое.
32. Вряд ли я вызываю симпатию у большинства моих знакомых.
33. Мне бывает очень приятно увидеть себя глазами любящего меня человека.
34. Когда у меня возникает какое-либо желание, я прежде всего спрашиваю о себя, разумно ли это.
35. Иногда мне кажется, что если бы какой-то мудрый человек смог увидеть меня насквозь, он бы тут же понял, какое я ничтожество.
36. Временами я сам собой восхищаюсь.
37. Можно сказать, что я ценю себя достаточно высоко.
38. В глубине души я никак не могу поверить, что я действительно взрослый человек.
39. Без посторонней помощи я мало, что могу сделать.
40. Иногда я сам себя плохо понимаю.
41. Мне очень мешает недостаток энергии, воли и целеустремленности.
42. Думаю, что другие в целом оценивают меня достаточно высоко.
43. В моей личности есть, наверное, что-то такое, что способно вызывать у других неприязнь.
44. Большинство моих знакомых не принимают меня уж так всерьез.
45. Сам у себя я довольно часто вызываю чувство раздражения.
46. Я вполне могу сказать, что унижаю себя сам.
47. Даже мои негативные черты не кажутся мне чужими.
48. В целом, меня устраивает то, какой я есть.
49. Вряд ли меня можно любить по-настоящему.
50. Моим мечтам и планам не хватает реалистичности.
51. Если бы мое второе «Я» существовало, то для меня это был бы самый скучный партнер по общению.
52. Думаю, что мог бы найти общий язык с любым разумным и знающим человеком.
53. То, что во мне происходит, как правило, мне понятно.
54. Мои достоинства вполне перевешивают мои недостатки.
55. Вряд ли найдется много людей, которые обвинят меня в отсутствии совести.
56. Когда со мной случаются неприятности, как правило, я говорю: «И поделом тебе».
57. Я могу сказать, что в целом я контролирую свою судьбу.
Порядок подсчета: Показатель по каждому фактору подсчитывается путем суммирования утверждений, с которыми испытуемый согласен, если они входят в фактор с положительным знаком и утверждений, с которыми испытуемый не согласен, если они входят в фактор с отрицательным знаком. Полученный «сырой балл» по каждому фактору переводится, по приведенным ниже таблицам, в накопленные частоты (в %).
Ключ для обработки:
Номера пунктов и знак, с которым пункт входит в соответствующий фактор.
Шкала S (интегральная):
«+»: 2, 5, 23, 33, 37, 42, 46, 48, 52, 53, 57.
«–»: 6, 9, 13, 14, 16, 18, 30, 35, 38, 39, 41, 43, 44, 45, 49, 50, 56.
Шкала самоуважения (I):
«+»: 2, 23, 53, 57.
«–»: 8, 13, 25, 27, 31, 35, 38, 39, 40, 41, 50.
Шкала аутосимпатии (II):
«+»: 12, 18, 28, 29, 37, 46, 48, 54.
«–»: 4, 9, 11, 16, 19, 24, 45, 56.
Шкала ожидаемого отношения от других (III):
«+»: 1, 5, 10, 15, 42, 55.
«–»: 3, 26, 30, 32, 43, 44, 49.
Шкала самоинтересов (IV):
«+»: 7, 17, 20, 33, 34, 52.
«–»: 14, 51.
Шкала самоуверенности (1):
«+»: 2, 23, 37, 42, 46.
«–»: 38, 39, 41.
Шкала отношения других (2):
«+»: 1, 5, 10, 52, 55.
«–»: 32, 44.
Шкала самопринятия (3):
«+»: 12, 18, 28, 47, 48, 54.
«–»: 21.
Шкала самопоследовательности (саморуководства) (4):
+»: 50, 57.
«–»: 25, 27, 31, 35, 36.
Шкала самообвинения (5):
«+»: 3, 4, 9, 11, 16, 24, 45, 56.
«–»:
Шкала самоинтересса (6):
«+»:17, 20, 33.
«–»: 26, 30, 49, 51.
Шкала самопонимания (7):
«+»: 53.
«–»: 6, 8, 13, 15, 22, 40.
Таблицы перевода «сырого балла» в накопленные частоты (%)
Фактор S
«Сырой балл» |
Накопленные частоты (в %) |
«Сырой балл» |
Накопленные частоты (в %) |
0 |
0 |
16 |
74,33 |
1 |
0,67 |
17 |
80,00 |
2 |
3,00 |
18 |
85,00 |
3 |
5,33 |
19 |
88,00 |
4 |
6,33 |
20 |
90,67 |
5 |
9,00 |
21 |
93,33 |
6 |
13,00 |
22 |
96,00 |
7 |
16,00 |
23 |
96,67 |
8 |
21,33 |
24 |
98,00 |
9 |
26,67 |
25 |
98,33 |
10 |
32,33 |
26 |
98,67 |
11 |
38,33 |
27 |
99,67 |
12 |
49,00 |
28 |
99,67 |
13 |
55,33 |
29 |
100,00 |
14 |
62,67 |
30 |
100,00 |
15 |
69,33 |
|
|
Фактор I |
Фактор II |
||
«сырой балл» |
Накопленные частоты (в %) |
«сырой балл» |
Накопленные частоты (в %) |
0 |
1,67 |
0 |
0,33 |
1 |
4,00 |
1 |
3,67 |
2 |
6,00 |
2 |
9,00 |
3 |
9,33 |
3 |
16,00 |
4 |
16,00 |
4 |
21,67 |
5 |
25,33 |
5 |
28,00 |
6 |
44,67 |
6 |
37,33 |
7 |
34,00 |
7 |
47,00 |
8 |
58,67 |
8 |
58,00 |
9 |
71,33 |
9 |
69,67 |
10 |
80,00 |
10 |
77,33 |
11 |
86,67 |
11 |
86,00 |
12 |
91,33 |
12 |
90,67 |
13 |
96,67 |
13 |
96,67 |
14 |
99,67 |
14 |
98,33 |
15 |
100,00 |
15 |
99,67 |
|
|
16 |
100,00 |
Фактор III |
|||
«сырой балл» |
Накопленные частоты (в %) |
«сырой балл» |
Накопленные частоты (в %) |
0 |
0,00 |
7 |
17,67 |
1 |
0,00 |
8 |
27,33 |
2 |
0,67 |
9 |
39,67 |
3 |
1,00 |
10 |
53,00 |
4 |
3,33 |
11 |
72,33 |
5 |
6,00 |
12 |
91,33 |
6 |
9,00 |
13 |
100,00 |
Фактор IV |
Фактор 1 |
||
«сырой балл» |
Накопленные частоты (в %) |
«сырой балл» |
Накопленные частоты (в %) |
0 |
0,67 |
0 |
3,77 |
1 |
2,00 |
1 |
7,33 |
2 |
5,33 |
2 |
16,67 |
3 |
16,00 |
3 |
29,33 |
4 |
29,00 |
4 |
47,67 |
5 |
49,67 |
5 |
65,67 |
6 |
71,33 |
6 |
81,33 |
7 |
92,33 |
7 |
92,33 |
8 |
100,00 |
8 |
100,00 |
Фактор 2 |
Фактор 3 |
||
«сырой балл» |
Накопленные частоты (в %) |
«сырой балл» |
Накопленные частоты (в %) |
0 |
0,00 |
0 |
2,67 |
1 |
0,67 |
1 |
7,67 |
2 |
3,67 |
2 |
16,67 |
3 |
7,33 |
3 |
34,33 |
4 |
15,00 |
4 |
50,67 |
5 |
32,00 |
5 |
70,67 |
6 |
51,33 |
6 |
89,67 |
7 |
80,00 |
7 |
100,00 |
8 |
100,00 |
|
|
Фактор 4 |
Фактор 5 |
||
«сырой балл» |
Накопленные частоты (в %) |
«сырой балл» |
Накопленные частоты (в %) |
0 |
3,00 |
0 |
1,67 |
1 |
9,67 |
1 |
4,67 |
2 |
25,67 |
2 |
15,00 |
3 |
38,33 |
3 |
27,67 |
4 |
60,33 |
4 |
43,33 |
5 |
79,67 |
5 |
60,67 |
6 |
92,00 |
6 |
81,67 |
7 |
100,00 |
7 |
96,67 |
|
|
8 |
100,00 |
Фактор 6 |
Фактор 7 |
||
«сырой балл» |
Накопленные частоты (в %) |
«сырой балл» |
Накопленные частоты (в %) |
0 |
0,67 |
0 |
4,33 |
1 |
3,00 |
1 |
21,33 |
2 |
11,33 |
2 |
43,33 |
3 |
20,00 |
3 |
68,67 |
4 |
34,33 |
4 |
83,67 |
5 |
54,67 |
5 |
94,00 |
6 |
80,00 |
6 |
99,33 |
7 |
100,00 |
7 |
100,00 |
Значение показателя:
§ меньше 50 – признак не выражен;
§ 50-74 – признак выражен;
§ больше 74 – признак ярко выражен.
Методике «Самооценка личности старшеклассника»
Инструкция. Вашему вниманию предлагается ряд суждений. По ним возможны пять вариантов ответа. Пожалуйста, выберите из них один по каждому суждению, в нужной графе отметьте его.
Бланк протокола к методике «Самооценка личности старшеклассника»
Суждения |
Очень часто(4) |
Часто (3) |
Иногда (2) |
Редко (1) |
Никогда (0) |
1 Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня 2 Постоянно чувствую свою ответственность за работу 3 Я беспокоюсь о своем будущем 4 Многие меня ненавидят 5 Я обладаю меньшей инициативой, чем другие 6 Я беспокоюсь за свое психическое состояние 7 Я боюсь выглядеть глупцом 8 Внешний вид других куда лучше, чем мой 9 Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми 10 Я часто допускаю ошибки 11 как жаль, что я не умею правильно говорить с людьми 12 Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе 13 Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще 14 Я слишком скромен 15 Моя жизнь бесполезна 16 У многих неправильное мнение обо мне 17 Мне не с кем поделиться своими мыслями 18 Люди ждут от меня очень многого 19 Люди не особенно интересуются моими достижениями 20 Я слегка смущаюсь 21 Я чувствую, что многие не понимают меня 22 Я не чувствую себя в безопасности 23 Я часто волнуюсь и напрасно 24 Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже находятся люди 25 Я чувствую себя скованным 26 Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной 27 Я уверен, что люди почти все воспринимают легче, чем я 28 Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность 29 Меня волнует мысль о том, как относятся ко мне люди 30 Как жаль, что я не так общителен 31 В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте 32 Я думаю о том, чего ждет от меня общественность |
|
|
|
|
|
Проведение исследования
Тест-опросник включает 32 суждения. По ним возможны пять вариантов ответов, каждый из которых кодируется баллами по следующей схеме:
· очень часто – 4 балла;
· часто – 3 балла;
· иногда – 2 балла;
· редко – 1 балл;
· никогда – 0 баллов.
Тест используется как индивидуально, так и в группе.
Обработка и интерпретация результатов
Подсчитать общее количество баллов по всем суждениям:
0-25 баллов – высокий уровень самооценки;
26-45 баллов – средний уровень самооценки;
46-128 баллов – низкий уровень самооценки.
При высоком уровне самооценки человек оказывается не отягощенным «комплексом неполноценности», правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в своих действиях.
При среднем он редко страдает от «комплекса неполноценности» и время от времени старается подладиться под мнения других.
При низком уровне самооценки человек болезненно переносит критику в свой адрес, старается всегда считаться с мнениями других и часто страдает от «комплекса неполноценности».