Режим жизни детей
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
2. Определение режима, как научно-обоснованного распорядка жизни
3. Основные черты режима: постоянство, ритмичность, рациональность, чередование, повторение
4. Естественнонаучные основы режима
5. Заключение
Введение
Известно, какое значение придавал режиму дня выдающийся советский педагог А.С. Макаренко. Он считал, что режим – это средство воспитания; правильный режим должен отличаться определенностью, точностью и не допускать исключений. Режим, который отвечает биологическим и социальным потребностям ребенка, всегда четко и правильно выполняется, способствует регулированию самих потребностей.
Так, правильно организованная трудовая и учебная деятельность, включающая разнообразные посильные нагрузки в рациональном сочетании с отдыхом, не только обеспечивает сохранение устойчивой работоспособности и высокую продуктивность занятий, но и воспитывает у детей привычку и потребность трудиться, усидчивость, стремление к знаниям, любознательность. Регулярность питания благоприятствует хорошему аппетиту, так как у ребенка через определенные промежутки времени появляется потребность в пище, а это способствует полноценному усвоению всех ее компонентов. Дневной и ночной сон, организованный в одни и те же часы, формирует у ребенка привычку засыпать быстро, без каких-либо дополнительных воздействий, что является одним из важнейших условий спокойного, глубокого сна, в процессе которого происходит восстановление сил и последующей активности ребенка.
Определение режима, как научно-обоснованного распорядка жизни
Под режимом понимается научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение во времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха. В результате ритмического повторения всех составляющих элементов режима (питания, сна, игр, занятий, прогулок) у детей образуются прочные динамические стереотипы жизнедеятельности, облегчающие переход от одного ее вида к другому. Так, в привычные часы приема пищи ребенок испытывает чувство голода, у него появляется аппетит, благодаря чему пища лучше переваривается и быстрее усваивается; ко времени сна у детей легко образуется нервное торможение, и они быстро засыпают.
Выполнение режима благотворно влияет на нервную систему ребенка и на протекание всех физиологических процессов в организме. Требования к режиму дня определяются психофизиологическими особенностями возраста, задачами воспитания, окружающими условиями.
Основное требование к режиму — учет возрастных особенностей детей. В младших группах больше времени отводится на сон, одевание, раздевание, умывание и т. д. В старших группах в связи с возросшей самостоятельностью детей на бытовые процессы требуется значительно меньше времени и соответственно больше уделяется на игры и другие виды деятельности.
Ежедневная организации жизни и деятельности детей осуществляется с учетом:
• построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми: основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;
• и решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Режим дня играет огромное значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста и подготовки их к обучению в школе. Постоянство режимных процессов, их последовательность и постепенность, а также единство требований к детям со стороны д/сада и семьи поможет вам вырастить ваших детей здоровыми, бодрыми, деятельными и дисциплинированными.
Основные черты режима: постоянство, ритмичность, рациональность, чередование, повторение
Ритмичность – это общебиологическая реакция, как всего организма, так и отдельных его органов и систем. Она является такой же основой жизни как возбудимость живых тканей, гомеостазис, или способность организма адаптироваться к определенной среде и условиям жизни. Следовательно, ритмичность необходимо соблюдать и при организации труда. При выполнении деятельности клетки организма расходуют энергетические ресурсы. Причем беспрепятственно, без вреда для организма, используется только определенное количество энергии, которое И.П. Павлов назвал «пределом трудоспособности», затем работоспособность снижается.
Для поддержания работоспособности на высоком уровне необходимо рациональное чередование труда и отдыха. Рациональный режим труда и отдыха – это такое соотношение и содержание периодов работы и отдыха, при которых высокая производительность труда сочетается с высокой и устойчивой работоспособностью человека без признаков чрезмерного утомления в течение возможно длительного периода. Рациональность режима строится на основе:
· Наилучшего соотношения между сном и бодрствованием;
· Соотношения между умственной и физической нагрузкой.
Чередование различных по характеру и нагрузке видов деятельности вызывает чередование возбуждения различных участков головного мозга, предохранения его от переутомления. Этот фактор особенно важен в наше время, когда поток информации и нервно-эмоциональные нагрузки увеличиваются буквально с каждым днем. Многократное повторение одних и тех же действий в течение определенного времени уменьшает затраты на переход от одного вида деятельности к другому, а следовательно, у ребенка останется больше энергии и сил на выполнение домашних заданий.
Постоянство режима: вовремя есть, заниматься, играть, спать. Оно способствует выработке у детей устойчивого динамического стереотипа, приучает к порядку, дисциплинированности.
Режим дня обеспечивает ежедневное повторение определенных навыков ребенка, например, гигиенических процедур, в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения.
Постоянное повторение одних и тех же действий тренирует способность нервной системы выполнять их почти автоматически с наименьшей затратой сил. Частые отступления от режима дня разрушают приспособительные механизмы детского организма (условный рефлекс на время). В таких случаях у детей нарушается сон, они могут долго спать днём и не засыпать поздно вечером. Всё это не на пользу малышу и нарушает нормальный ритм жизни семьи.
Естественнонаучные основы режима
Одно из ведущих мест в ДОУ принадлежит режиму дня. Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха. Основные компоненты режима: дневной сон, бодрствование (игры, трудовая деятельность, занятия, совместная и самостоятельная деятельность), прием пищи, время прогулок.
Деятельность нервной системы ребенка отличается неустойчивостью и быстрой утомляемостью. Ребенок не может длительное время заниматься однообразной работой и поэтому следует создать оптимальный режим дня, под которым понимается рациональное чередование физических упражнений, умственных нагрузок, сна, бодрствования, развлечений и т.д. У ребенка, приученному к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов.
Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно и не выражает выраженного утомления. Это особенно актуально для детей с проблемами в развитии, т.к. они часто теряют последовательность в своих действиях, оказавшись без поддержки взрослого, не могут принять правильного решения в сложившейся ситуации. Ребенок, который научен правильному режиму дня, легче сможет избежать проблем, т.к. у него будет заложена определенная последовательность действий. Поведение ребенка, его настроение, работоспособность находятся в прямой зависимости от того, как организована его деятельность.
Чтобы режим дня ребенка был правильно организован, необходимо строить его в зависимости от ритмичности физиологических процессов. Хорошо известно, что живые организмы обладают «внутренними механизмами», способными измерять время. На их основе вырабатываются биологические околосуточные («циркадные»), околомесячные ритмы. Ритмичная деятельность физиологических систем обусловлена колебаниями обменных процессов, связанных с цикличностью внешнесредовых воздействий, а также регулирующим влиянием нервной системы.
В течение суток с определенной закономерностью изменяются температура тела, деятельность органов пищеварения, дыхания, сердечно-сосудистой и других систем. Особенно чувствительна к изменениям внешней и внутренней среды нервная система. Одной из основных причин суточного ритма является истощение клеток мозга и необходимость предохранения их путем периодического сна. У взрослых и более старших детей главное время сна совпадает с темным временем суток, когда резко уменьшается поток сигналов, возбуждающих экстерорецепторы. У детей раннего возраста нервные процессы истощаются особенно легко, и для них естественны более продолжительный сон и чередование его с бодрствованием в дневное время. В процессе жизнедеятельности ребенка на основе ритмичности физиологических функций вырабатываются и условные рефлексы на время.
Построение режима с учетом биологических ритмов способствует активной жизнедеятельности органов и тканей, а также всего организма в целом, сохранению энергии и сил, росту и развитию ребенка.
При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил:
1. Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (в сне, питании).
2. Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
3. Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности.
4. Формирование культурно-гигиенических навыков.
5. Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
6. Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависят от состояния их нервной системы.
Режим дня выполняется на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, сохраняя последовательность, постоянство и постепенность. Соответствие правильности построения режима дня возрастным психофизиологическим особенностям дошкольника. Поэтому в ДОУ для каждой возрастной группы определен свой режим дня. В детском саду выделяют следующее возрастное деление детей по группам
Для того чтобы ребенок рос здоровым, спокойным, чтобы в течение дня сон, еда, самостоятельная игра и общение со взрослыми нашли свое место и сменяли друг друга в наиболее целесообразной последовательности, необходимо создать у ребенка, как говорил А. С. Макаренко, «привычку к определенному часу». Соблюдение научно обоснованного режима дня позволяет удовлетворить физиологические потребности ребенка в необходимой продолжительности сна, бодрствования, количестве кормлений и интервалах между ними.
Режим дня организует поведение детей, создает у самых маленьких ощущение благополучия, вносит ритм в работу нервной системы. При его выполнении вырабатываются условные рефлексы на время. Благодаря этому организм как бы заранее подготавливается к той или иной деятельности. Так, при приближении привычного времени кормления начинают вырабатываться пищеварительные соки, а ко времени укладывания ребенок становится сонным. Это способствует лучшему усвоению пищи, быстрому засыпанию.
Привыкая к определенной последовательности в течение дня, например, мыть руки перед едой или спать после обеда, ребенок принимает предложение взрослого как должное, без возражений и капризов, а иной сам сообщает о необходимости выполнить то или иное действие. «Теперь гулять пойдем», — говорит двухлетний мальчик после завтрака.
Правильно составленный режим дня имеет большое гигиеническое и педагогическое значение. Ежедневно повторяясь, он приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельностей (игровой, учебной, трудовой), тем самым предохраняет нервную систему детей от переутомления. Его выполнение способствует формированию культурно-гигиенических навыков, воспитанию организованности и дисциплинированности. Точное выполнение режима воспитывает у детей чувство времени, они начинают его ценить.
Таким образом, режимные требования, установленные в соответствии с задачами воспитания и возрастными особенностями дошкольников, способствуют воспитанию здоровых, бодрых, деятельных и дисциплинированных детей и позволяют успешно решать задачи всестороннего развития и подготовки их к школе.
Заключение
Режим — это систематически выполняемый научно обоснованный распорядок жизни.
Правильным режимом дня является такой, когда человек в определенные часы трудится, отдыхает, принимает пищу, занимается физической культурой и спортом, вовремя ложится спать и встает.
Соблюдение определенного порядка в личной жизни должно стать привычкой, которая выполняется легко, без принуждения, почти автоматически.
Если такое соблюдение гигиенических условий покажется вначале кое-кому трудным, то впоследствии они будут вознаграждены, ощутив на себе их огромную пользу.
Твердый распорядок дня, режим дисциплинирует человека, способствует правильному развитию организма.
При составлении режима следует обеспечить: чередование занятий разного характера, смену труда и отдыха, своевременное питание, пребывание на свежем воздухе, достаточное время для занятий спортом, полноценный сон.
Важно создать у детей и соответствующий настрой: перед укладыванием спать исключить все, что может возбуждать, а ребенка, владеющего речью, предупредить о том, что ему вскоре предстоит делать. Например, предложить уложить куклу или мишку, напомнив, что и ему скоро надо отправляться спать.
Список литературы
1. Аванесов В.Н. Воспитание детей в разновозрастной группе. М.: 2009.
2. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы М.: 2008.
3. Нравственное воспитание в детском саду. Под редакцией В.Г. Нечаевой и Т.А. Марковой. М.: 2008.
4. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. – М., Детская литература, 2009.
5. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. М.: 2009.